24 декабря на 83-м году жизни скончался поэт, автор-исполнитель Александр Николаевич Жуков.
Родился в 1939 году. Окончил МВТУ имени Баумана. Работал в проектно-конструкторских институтах, в Управлении Внешних связей Госстроя СССР. С 1991 года занимается издательской деятельностью. Автор поэтических сборников: «Два голоса» (1980), «Притяженье неба» (1988), «Третий «Я»» (1989), «Прощай, вчера» (1992), «Быстрая вода» (2006). Лауреат премии имени издателя Н.Д. Сытина.
Ниже приводим фрагмент статьи-некролога А.Н. Жукову, написанной его собратом по перу Евгением Артюховым.
«Что ж молчишь ты, родная страна?..»
Богат на трагические события уходящий год. Не изменяет себе он и в предновогодье.
В минувшую пятницу скоропостижно скончался замечательный поэт Александр Николаевич Жуков.
Мы познакомились в начале «нулевых» в ЦДСА, где он работал в Студии военных писателей. Внешне Саша ничем не отличался от окружавших его достаточно ещё молодых поэтов и прозаиков, и я поначалу даже подумал, что мы сверстники. Но – первое впечатление обманчиво. Он оказался на одиннадцать лет старше моего, и родился ещё в предвоенном 39-м. После окончания МВТУ им. Баумана более двадцати лет работал в проектно-конструкторских институтах, а затем, около десятилетия, в управлении внешних связей Госстроя СССР. И всё это время писал стихи. Причём, как говорил сам, не только «серьёзные», но и сатирические, юмористические и прочие, – кроме «скучных».
У него несколько книг. Причем юмористическое «крыло» работало несколько успешней. Книжечка, вышедшая в Библиотечке «Крокодила» в 1989 году, была замечена. В тот же год он стал членом Союза писателей СССР.
Журналы «Юность», «Москва», «Смена», «Огонёк», «Сельская молодёжь» публиковали его стихи. В 1995 году он стал лауреатом Клуба «Двенадцать стульев» «Литературной газеты».
Не оставался в стороне и мой войсковой журнал «На боевом посту». За пять лет мы опубликовали три его больших тематических подборки. А кроме того он не раз выступал на юмористических страницах – «Сапоги всмятку».
Однако сказать, что Александр Николаевич Жуков добился признания соответствующего его таланту, не могу. И потому, что был он чисто по-человечески скромен, и потому, что мы живём в довольно глухое время. Время, в котором каждый талант выживает в одиночку. Его заглушают толпы дорвавшихся до печати стихотворцев, которых в советское время не пустили бы не то что на порог издательства, а и на порог журнала или газеты. И писательский Союз ему не помощник, поскольку сам выживает за счёт этих самых им и «обилеченных» толп. И сколько будет продолжаться такое положение – никто не скажет. Так что, кто есть кто – нынче определяют разве что сами стихи. Читая и слушая их, всё становится на свои места.
На Горбатом мосту
Ветеран продаёт ордена,
чтоб не кланяться ради Христа.
Что ж молчишь ты, родная страна?
Или совесть твоя нечиста?
Этот орден его — за Москву,
а другой — за рейхстаг, за Берлин.
Он стоит на Горбатом мосту
без друзей боевых, сам-один.
Этот друг его пал под Москвой,
и упал у рейхстага другой.
И стоит ветеран сам не свой,
вечный пленник Второй мировой.
Он сберёг тебя, Родина-мать.
А друзей не сумел уберечь.
Сколько минуло лет и опять
он услышал немецкую речь.
Он стоит на Горбатом мосту,
перед Богом и Родиной чист.
Этот орден его, за Москву,
покупает седой интурист.
Гладколицый, сухой господин,
как и он, ветеран по годам.
— Если хочешь, бери за Берлин.
А Москву я тебе не отдам.
Этому стихотворению место в антологиях. Пройдёт время – по нему и ему подобным будут судить о той трагедии, которую пережила страна в 90-е годы минувшего века…
Евгений Артюхов