Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек (Сайт временно работает в тестовом режиме)

История

Шестьдесят лет назад в жизни отечественного литературного процесса произошло очень значимое событие – 7 декабря 1958 года в Москве завершил работу Учредительный съезд Союза писателей РСФСР. С того дня наш современный Союз писателей России ведёт свою юридическую биографию. Именно юридическую, ибо реальная история самоорганизации русской литературной среды прослеживается уже в трёх веках.

Так в 1735 году при Академии наук учреждается «Российское собрание», дабы заботиться о «дополнении российского языка, о его чистоте, красоте и желаемом потом совершенстве», члены собрания – Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Именно в спорах Ломоносова и Тредиаковского и их последователей закладывалась теория русского стихосложения и, шире, литературного языка. Далее 30 сентября 1783 г. Указом Екатерины Великой утверждено Положение о Санкт-Петербургской Академии с назначением княгини Екатерины Дашковой её президентом. Первостепенные задачи: «сочинить российскую грамматику, российский словарь, риторику и правила стихотворения», и опять собраны вместе лучшие литераторы своего времени – Державин, Фонвизин, Херасков, Княжнин, с ними учёные-филологи Румовский, Котельников, Болтин, митрополит Иннокентий (Нечаев), а ещё виднейшие государственные деятели – Шувалов, Потёмкин, Елагин, Безбородко. На рубеже XVIII–XIX вв. членами Академии являлись Державин, Жуковский, Пушкин, Крылов, Вяземский, Погодин, Языков.

Кроме учреждений с государственным присутствием, в обозреваемый период русская литература постоянно и активно самоорганизуется в различные «вольные» общества словесности и любомудрия, поэтические и литературно-философские кружки, собирается вокруг периодических изданий. И это профессиональные объединения – по свидетельству Николая Греча учредители Вольного общества любителей словесности «были приготовлены к занятиям литературою строгим учением». Вспомним уровень выпускников Царскосельского лицея! Каждый такой кружок, каждое объединение, обозначая устойчивость особых эстетических течений в общем литературном процессе, давали начало школам развития и передачи профессионализма при смене поколений.

Кроме эстетических и философских, профессиональные литературные сообщества ставили перед собой и социальные задачи. Таковым является созданное Дружининым в 1859 году «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным», в которое вступили Некрасов, Островский, Полонский, Анненков, Майков, Тургенев, Л. Толстой. В начале 1897 года в Российской империи более 500 литераторов объединились в «Союз взаимопомощи русских писателей при русском литературном обществе». Интересно, кроме решения многих профессиональных, экономических и юридических задач, СВРП имел суд чести, под который попадал даже Короленко.

Если в конце XIX века объединения происходили в основном на эстетических платформах классицизма и модерна, то после революции 1917 года в переболевшей Гражданской войной Советской России сложилось несколько писательских объединений по политическим принципам – РАПП, ЛЕФ, «Перевал», «Союз крестьянских писателей», хотя было и подобие профсоюзов – «Всероссийский союз писателей», «Всероскомдрам».

В 1934 году на Первом съезде, в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года – «…объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём», был учреждён Союз писателей СССР. Тогда же был выведен принцип «социалистического реализма». Так с одной стороны советские писатели находились под жёстким идеологическим контролем, что не могло не сказываться на качестве произведений, но, с другой – член СП СССР имел от государства множество льгот: квартиры, творческие дачи и командировки, пенсии, гонорары от 250 до 800 руб. (при долларе в 60 копеек) за авторский лист. И тиражи – от малых в 25000 экз., до миллионных, да с переводами на разные языки. Был открыт Литературный институт, работали Литературные консультации для начинающих, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы… А, главное, по количеству имён поэтов, прозаиков и критиков, вошедших в пантеон русской классики, советский период не знает себе равных.

Правление СП СССР в 1934-36 возглавлял А.М. Горький, за ним в разные годы В.П. Ставский, А.А. Фадеев, А.А. Сурков, К.А. Федин, Г.М. Марков.

Выделение в 1958 году Союза писателей РСФСР из созданного в 1936 году Союза писателей СССР обуславливались политическими переменами в жизни Советского Союза. Прежде всего, борьбой с пережитками «культа личности»: приведшие к власти Никиту Хрущёва силы проводили срочную политическую децентрализацию за счёт усиления самоуправления национальных образований. Поэтому учреждение для РСФСР собственных творческих союзов и Академии наук явилось составной частью продолжения остановленного Великой Отечественной войной ленинского плана дробления Российской империи на национальные фрагменты. Теперь за образованными в 20-е годы союзными республиками в дело вступали автономные.

На территории РСФСР к тому моменту работали 2 668 писателей (показательно, что возраст большинства членов и кандидатов СП СССР составлял от 40 до 55 лет. 17 августа 1957 года Бюро ЦК по РСФСР приняло постановление «Об оргкомитете Союза писателей РСФСР» в составе 56 литераторов, среди которых были Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Александр Твардовский, Валентин Катаев, Самуил Маршак. Руководить оргкомитетом назначили Леонида Соболева, заместителем – Георгия Маркова. Исходя из партийной сверхзадачи на представителей 11 русских регионов приходилось 14 поверенных от национальных образований.

Учредительный съезд Союза писателей РСФСР прошёл в Москве с 1 по 7 декабря 1958 года. В присутствии руководителей партии и государства, но демократическим голосованием первым председателем Правления нового творческого союза был избран беспартийный писатель Леонид Сергеевич Соболев. Более того: герой Социалистического труда и лауреат Сталинской премии, депутат и член Президиума Верховного совета СССР происходил из дворянской среды.

Выпускник Морского корпуса, штурманом участвовавший в Моонзундском сражении и Ледовом походе, военным корреспондентом прошедший Финскую и Великую Отечественные войны, капитан 1-го ранга, кавалер боевых орденов и медалей Леонид Соболев был действительно хорошим, признанным товарищами писателем – первыми его талант заметили Горький и Леонов. Конечно, главное место в творчестве Леонида Соболева занимала морская тематика: кроме рассказов 1930-х годов и сборника фронтовых очерков и рассказов «Морская душа», им написаны роман «Капитальный ремонт», повесть «Зелёный луч», литературно-критические и публицистические книги «На главном курсе», «Ветер времени», «Эпос и фольклор казахского народа», также он автор киносценариев, переводчик.

Создание Союза писателей РСФСР было, безусловно, властной реализацией идеологических установок КПСС. Но оно открывало небывалые до того возможности провинциальным писателям – произошла реальная децентрализация литературной жизни. По всем областям и национальным автономиям России открывались отделения Союза, открывались региональные издательства, появлялись новые журналы и литературные газеты, позволявшие реализовываться даже начинающим авторам. Нужно учитывать, что если количество гениев, собираемых одним временным отрезком – Божья воля, то уровень общецехового мастерства в людской ответственности. И можно смело утверждать, что во второй половине прошлого века профессиональный порог вхождения в русскую литературу достиг своего максимума: членство в Союзе воспринималось почётным званием.

Особо нужно вспомнить советскую переводческую школу. Благодаря системной опекаемой государством деятельности СП РСФСР в этом направлении практически каждый, даже самый малый, народ внёс свой уникальный вклад в общенациональный литературный процесс. И далее уже через русский язык переводимые на основные языки мира писатели автономий выходили на мирового читателя.

Культура – лицо власти: СССР до сих пор самая читающая страна в новой истории. Это результат многолетней внутренней политики государства: литературоцентристское общее образование, пропаганда художественного чтения, система книгораспространения, статус писателя – национального лидера. И как результат – немыслимые в других странах тиражи.

В 1970 году на посту председателя Правления СП РСФСР тяжело заболевшего 72-летнего Леонида Сергеевича Соболева сменил 57-летний Сергей Владимирович Михалков. Личность для всех легендарная: детский поэт и баснописец, драматург, сценарист, военный корреспондент, публицист, общественный деятель, автор текстов двух гимнов Советского Союза и обновлённого гимна Российской Федерации. В личности Сергея Владимировича, героя Социалистического труда и кавалера ордена Андрея Первозваного, лауреата трёх Сталинских премий и высших наград Русской Православной Церкви, удивительным образом сошлись и гармонично сосуществовали парадоксы и метания советского и постсоветского периодов российской истории. Опять же выходец из дворян, да родовитых, юный поэт, прежде чем войти в профессиональную литературу, поработал на фабрике и в геологической партии. Но вошёл в литературу, замеченный Алексеем Толстым, стремительно и ярко, разносторонне и плодовито. А за двадцать лет руководства Союзом писателей РСФСР, к личной творческой реализованности Сергей Владимирович сумел приложить равно признаваемый и литераторами, и литчиновниками авторитет справедливого, мудрого и заботливого администратора, руководителя в высшей степени порядочного и демократичного. А ведь на его председательство выпали годы «застоя» и «перестройки», когда российский литературный процесс нагрелся, вскипел и взбурлил так, как, может быть, вскипал и бурлил только в самом начале ХХ века.

Именно в этот период сложились, окончательно оформились и громко заявили себя одинаково оппозиционные к коммунистическому официозу и непримиримые меж собой писательские фракции «западников»-диссидентов и «деревенщиков»-патриотов, рядом с которыми как-то разом поднялись националистические интеллектуалы-борцы с «вековым угнетением окраин», зачастую нарочито путающие, подменяющие политику имперско-русскую интернационально-троцкистской.

Сейчас множатся свидетельства того, что кризис государственно-экономической системы, приведший к развалу СССР, явился результатом не столько затянувшейся «холодной войны» противостоящих политико-социальных теорий, сколько междоусобицы советской элиты, но в любом случае для культуры и особенно русской литературы он, кризис, стал переворотом мировоззренческим. Разворотом. Русская литература под слабеющим контролем идеологии всё смелее возвращалась к своему традиционному постижению жизни человека внутреннего. Конечно, эта традиция, растущая из православной трактовки личности-ипостаси, никогда не пресекалась, но всё же десятилетиями литература под влиянием государственной коммунистической идеологии занималась именно исследованием человека как субъекта социальных отношений.

Чего стоило Михалкову пребывать руководителем, равно любящим для всё более открыто и жёстче конфликтующих сталинистов и троцкистов, русофилов и тюркских, угорских, бурятских и кавказских националистов? Но факт: прощались с уходящим с поста Сергеем Владимировичем работники аппарата и множество собравшихся писателей дружным исполнением гимна СССР.

Избранный в декабре 1990 года на VII съезде СП РСФСР председателем 66-летний Юрий Васильевич Бондарев, до того много лет проработал первым заместителем Михалкова, но, понятно, о продолжении михалковского миротворчества не было уже и речи. Да и был Бондарев человеком другой природы: фронтовик, кавалер двух медалей «За отвагу» и «За оборону Сталинграда», Бондарев ещё с трибуны XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 года на всю страну сравнил горбачёвскую «перестройку» с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. И, когда августовские события 1991-го окончательно обрушили все мосты меж вчерашним и завтрашним, Юрий Васильевич принял гибель страны, за которую он проливал кровь, как гибель мира.

События развивались всё стремительней. С каждым днём рассыпался и разрывался такой ещё недавно, казалось, общий, хоть и многослойный, многоцветный литературный процесс. Протестуя против «засилья в Союзе сталинистов и антисемитов» ещё в 1990 году выделилась ультралиберальная группа «Апрель», а уж после распада СССР, около Союза писателей России, наследника СП РСФСР, появился Союз российских писателей. Кипение страстей захлёстывало. Поддерживаемые ельцинскими младореформаторами либералы под предлогом борьбы с «красно-коричневыми» и «русскими фашистами» инициировали власть на постоянные атаки Союза писателей России – и информационные, и экономические. Так, что было дело, когда писатели, поддерживаемые казаками и каратистами, держали оборону своего Дома на Комсомольском от рейдерских атак.

Юрий Васильевич Бондарев большой писатель. Великая Отечественная война стала главной темой долгой и плодотворной творческой жизни Героя Социалистического труда, кавалера многих правительственных наград и премий, видного общественного деятеля. Но главное: «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег» стали классикой жанра «лейтенантской прозы». Однако прямота воина не отвечала вызовам мятущегося времени.

С декабря 1994 по февраль 2018 годы Союз писателей России возглавлял Валерий Николаевич Ганичев. Доктор исторических наук, комсомольский функционер, журналист и общественный деятель, он в своё время возглавлял издательство «Молодая гвардия», выпускавшее 25 журналов и 40 миллионов экземпляров книг в год, был главным редактором газеты «Комсомольская правда» и легендарного журнала «Роман-газета» с многомиллионными тиражами. Однако, кроме организационной и идеологической работы, Ганичев имел и серьёзный писательский опыт, более того – его романы и повести «Росс непобедимый», «Флотовождь», «Державница» и «Ушаков» в немалой степени поспособствовали канонизации святого Фёдора Ушакова Православными Церквями России, Болгарии, Греции, Румынии, Сербии.

Ганичевская политика сближения писательской организации с Русской Православной Церковью на основе защиты базовых человеческих ценностей оформилась во Всемирный Русский Народный Собор, ставший главной общественной трибуной в затянувшиеся десятилетия государственного идеологического кризиса.

1994-2018. Эти годы были для Союза писателей России периодом серьёзнейшего испытания на прочность. Почти четверть века Союз доказывал – себе и окружающим, что он не некая искусственно созданная и искусственно поддерживаемая бюрократическая структура коммунистической пропаганды, а живая, саморазвивающаяся общность творческих людей на основе единого понимания творчества, профессионализма и гражданских идеалов. В условиях диктатуры либерализма да в его отечественной специфике, с затянувшейся историей экономических переделов, при конституционном отказе государства от собственной идеологии и боязни власть имущих малейших обвинений в симпатиях к ушедшему строю, многие оформившиеся в советский период общественные объединения по профессиональным, научным и творческим принципам не выдержали, потерялись, стали разрушаться. Но Союз писателей России устоял.

В феврале 2018 года XV съезд писателей России решительным большинством избрал новым председателем правления Союза 62-летнего прозаика и драматурга Николая Фёдоровича Иванова, офицера-журналиста, ветерана Афганской и Кавказской войн, до трагических событий ноября 1993 года – главного редактора журнала «Советский воин».

Эта смена лидера означила начало принципиально нового этапа в жизни писательского сообщества. Февральский съезд, впрочем, так же, как и два предыдущих, продемонстрировал буквально поразившее наблюдателей и гостей единомыслие писателей России, казалось бы, разделённых её тысячекилометровыми расстояниями, в видении и трактовке проблем современного литературного процесса и нацеленности на их преодоление. Эта вновь явленная способность организации с более чем 80 региональными отделениями – да к тому же объединяющей восемь с половиной тысяч самобытных талантов и уникально неповторимых индивидуальностей! – к волевой, решительной консолидации во имя едино воспринимаемой и принимаемой идеи, даёт право обновлённому руководству Союза на построение долговременной стратегии.

Так важнейшим из стратегических разработок Союза писателей России определено системно-плановое преодоление сложившегося в последние годы разрыва писательских поколений. Осознавая критичность для литературного процесса – процесса национального самосознания – всё большего мировоззренческого расхождения «отцов и детей», уже обернувшегося для пишущей молодёжи снижением писательского профессионализма, потерей духа эпичности, повальным мелкотемьем в пошлой деэстетизации и дегуманизации, а встречно грозящего стареющему цеху мастеров неизбежным возрастным коллапсом, была начата разработка срочной и долго-перспективной деятельности. Ничего принципиально нового не предполагалось, предстояло восстановление традиции личной работы мэтров с начинающими – традиции, освещённой в русской литературе именами Ломоносова, Жуковского, Белинского, Некрасова … Анненского, Гумилёва … Кожинова, Проскурина, Лобанова…

И замечательно, что опасность кризиса и необходимость его решительного преодоления одномоментно осознали и «отцы» и «дети»: на правление Союза писателей России вышла группа молодых поэтов, прозаиков и критиков с предложением создания структуры, которая могла бы объединить талантливую и нравственно здоровую литературную молодёжь. Так появился Совет молодых литераторов Союза писателей России, первым действием которого стало проведение Всероссийского совещания молодых писателей на базе Московского государственного института культуры в Химках, где творческая молодёжь со всей России потрудилась плечом к плечу с ведущими прозаиками и поэтами. Подчёркиваю: совещание было организованно самими молодыми писателями! И прошло оно очень результативно: по рекомендациям наставников семнадцать человек были приняты в Союз, а шестеро получили членские билеты прямо на Съезде.