Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Верные дети Отчизны

Янв 20, 2024

Лауреаты Национальной премии «Имперская культура» 2023 года


Доктор Анечка и журналист Людочка

Хотим мы этого или молчим об этом, но западный горизонт, где должно ложиться ежедневно на покой доброе солнце, не даёт каждому из нас покоя. Тут, в донбасском шахтерском просторе, идёт война. Рвутся снаряды в луганской стороне, в корабельной николаевской глади, в тарасовском запорожском казачестве. Никто и думать не думал, что пропетая Гоголем ода славянскому братству подёрнется беспамятством и горем. А вот поди ж – случилось.

Просмотрели, не сберегли, дьявола впустили на родную землю. Попробуй-ка теперь изгнать, навсегда избавиться от рогатого и хвостатого… Тяжело, кроваво, слезливо.

Об этом говорит с нами Анна Адамова из Донецка. Она в этом году стала лауреатом «Имперской культуры». Своей книгой «Записки доктора Анечки» она коснулась каждой души и по-своему, по-женски, не теряя самообладания, сохранила веру, надежду, любовь завтрашнего дня. Дня мирного, спокойного.

Доктор Анечка будто не жизнь венную описывает в своей книге – она ведёт журнал почти что каждого прожитого под пулями дня. Вот как она отреагировала на сообщение о присуждения ей писательского лауреатства: «Сегодня ночью опять отключили свет, сейчас запустили генератор и ВК загрузил мне сообщение.

Я стала лауреатом премии «Имперская культура» 2023-го года в разделе «военная публицистика». Для меня эта новость оказалась огромной неожиданностью, и одной из больших и светлых радостей. На протяжении этого года свои тексты и статьи пересылала на «большую землю» через замечательного человека, жительницу Белгорода, Светлану Горбачëву. Не знаю, получится ли приехать в Москву на вручение, но в 6 часов вечера после войны, обязательно встретимся».

Но вернёмся к Аничкиной книге. В одном из интервью её спросили:

– В одной киноленте герой говорит девушке такие слова: «Война не место для женщин». Что бы вы ответили на её месте?

– Мне говорили это, и даже в более резких выражениях. Говорили те, кто был старше и по возрасту, и по званию. В ответ… в ответ просто делаешь то, что должен, не обращая внимания ни на что. Война сейчас везде, безопасных мест нет, гарантий сходить за хлебом в булочную в центре Донецка и вернуться живым нет, поэтому с какого-то момента пространство стирается полностью и становится совсем неважно, где ты. Потому что война уже не снаружи, она внутри…

Да так оно и есть. И каждому – женщина ли ты, старый ли человек, или совсем крохотный мальчишка – есть место в войне. Главное, не потерять любовь в этом кромешном аду.

У доктора Анечки в книге есть место любви. Вот одна только запись из книги:

«В крайние дни мне говорят, что нет любви на свете. Просто двое получают друг от друга те ресурсы, которые нужны на данном этапе жизни. Потом: либо меняются потребности, либо ресурсы иссякают. И всë. У нас, у обывателей говорят в таких случаях: разлюбил. Смотрю, слушаю, думаю над всем этим. Не могу отмести эти слова, отмахнуться от них. Но и соглашаться также не стану. В памяти всплывают строки доктора Булгакова: «Кто сказал, что не бывает верной и вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык…»

Я сейчас не настроена на такие радикальные меры, поэтому просто скажу два слова: она есть. – Почему? – Как в детстве: потому что. Потому что на днях выпал первый снег, полежал немного и сошёл, но осталась… снежность. Это тоже, что и нежность, только ещё трепетнее. Снежно думать о том, как будет здорово стариться вместе, видеть большую реку, плед с жёлтыми и коричневыми квадратиками, и нас. Если человек может выбирать концовку, то я хочу выбрать эту. По одной из теорий, сначала у каждого открывается дверь возможностей, и только от тебя зависит позже, когда появляется желание, войдёшь ты в эту дверь или нет. Я бы хотела войти. Можно?.. Не в кирзовых грязных сапогах и не в атласных туфельках. В военных кедах, огромной тёплой куртке, с нашивками, такая как есть, практически живая.

Если кто-то уйдёт из этого мира первым…Многие «вторые» это переживут, вопрос в том, как и зачем. Ненадолго включаясь в интернет здесь, на безвременной командировке, выборочно читаю новости. Вчера прочла, что умер один человек, который боролся в реанимации больше месяца. Его Женщина осталась. Но Любовь никуда не денется, только, наверно, огненные волосы рыжего эльфа, так я её называю, превратятся в маленький горящий факел. Я не могу приехать и обнять. Всë, что получилось: немного поддержать деньгами. Всë, о чем хочу еë попросить: пожалуйста, не сжигайте саму себя. Не надо. Вчера долго думала над каждым словом, ругалась, хваталась то за сердце, то за сигарету, хотя опять бросаю курить.

Сегодня у нас очередной день полный неизвестности. Возможно, от усталости и издёрганных нервов, мне как-то страшно, липко, противно внутри. Не за себя. За ребят. Сейчас буду опять приводить в порядок лекарства. Для экономии бензина, выключим генератор, снова пропадёт связь. Только… сердце продолжит биться, потому что… потому что иначе нельзя. Потому что на войне, в грязи, дерьме и смерти, как и там, где-то на «Большой земле» есть Она. Она есть. Это точно. Любовь…» И подпись: «Из ДНР с любовью. Анечка».

А журналистка из Минска Людмила Гладкая, которая тоже стала лауреатом «Имперской культуры», вместе со своими друзьями-телеоператорами проживает в Донбассе многие военные дни, недели и месяцы; женским взглядом и женским сердцем смотрит на счастливый когда-то мир людей и верит: русский человек сегодня терпит и борется за себя, за родную землю, а ещё верит в нерушимое славянское братство. Никакой дьявол, самый страшный и отъявленный, не способен надругаться над русской православной землей.

…Много лет назад наш родной композитор Виктор Темнов написал «Вальс фронтовых подруг». Песня эта была любима и популярна, и никто даже подумать не мог, что у ней будет будущее…


Язык Великого Народа

Лауреатом национальной премии «Имперская культура» за уже ушедший год стала херсонская учительница Татьяна Кузьмич. Ей, красивой женщине, украинская хунта уготовила кандалы разбойницы и предательницы, и она была бы осуждена, если бы её не спасла российская армия.

За что же Татьяну Кузьмич так возненавидела фашистская хунта? За какие такие преступления женщина подвергалась настоящей травле? Какой смертный грех она совершила, что её бросили в тюремные застенки? Как чувствовала себя Татьяна на выходе из судебной конторы, у которой националисты выстраивали пусть небольшую, но всё-таки толпу народа с плакатами в руках? А на плакатах – жуткие оскорбления.

Я хотел поставить фотографии этой Татьяниной дороги и этих согнанных людей с плакатами, да не смог пусть даже снимками оскорбить ни саму Татьяну, ни моих читателей, ни самого себя.

Теперь Татьяна Кузьмич стала человеком-легендой…

Вот написал слово «теперь» и осёкся. Нет, она, видимо, всегда была крепкой по характеру, умной по жизни и вела за собой херсонских мальчишек и девчонок, а потом юношей и девушек по миру русской литературы и русского языка. Великого языка великого народа.

Ей делали замечания, предупреждали, что она должна говорит только на украинском языке, а Татьяна Алексеевна продолжала говорить, думать по-русски.

– В 2003 году в Херсоне было основано общество «Русич», которое я возглавила. Это общество проводило культурные образовательные мероприятия для учащихся, педагогов и родителей. И с 2014 года на меня начали давить, чтобы эту деятельность я прекратила. Я не поддалась, – рассказала в одном из интервью Кузьмич. – В 2020 году меня задержали. Обвинили в шпионаже. Национальные общества традиционно связаны с посольствами, с консульствами. Мы их приглашали на мероприятия. Иногда по официальным каналам они могли финансировать наши мероприятия. Это не только русские общества, это и польское, и еврейское. Они все точно так же контактировали. Но меня обвинили именно в шпионаже для России. Хотя всё зависело от конъюнктуры политической. То есть если сегодня в тренде ругать русских – значит, вот, будем в шпионаже обвинять русские организации и закрывать их. Завтра конфликт может начаться с Польшей, значит, в загоне будут польские организации.

Вот тогда-то женщину бросили в одиночную камеру. Раз в неделю её приводили на допросы. А Татьяна Алексеевна не дрогнула, были же не только те, кто выходил с плакатами против неё, расписывал оскорблениями подъезд её дома.

– Многие люди мне помогали. Приносили передачи в СИЗО. А когда приносишь передачу, там же записывают паспортные данные. Люди не побоялись. Нужно отдать должное этим людям. Я очень благодарна российским коллегам. Потому что они сразу активизировались. Запустили сбор подписей, и именно благодаря им удалось собрать сумму на залог, чтобы я смогла выйти из СИЗО. Если бы не они, я бы до начала СВО находилась бы в тюрьме.

Главное, о чем всегда беспокоилась Татьяна Алексеева, это о сохранении ребёнка, его морали. Она знала, что только родной русский язык, родная многовековая русская литература способна сохранить человека. И её заслуга в том, что сегодня образование на Херсонщине интегрировалось в российскую систему образования. Учебный процесс идёт в штатном режиме. В Херсонской области сейчас работают 64 общеобразовательных учебных заведения. В них учатся около 11 тысяч детей. С 1-го по 11-й класс. Кроме этого, работает 60 дошкольных учреждений.

«События. Подвиги. Люди». Именно в этой номинации Татьяна Кузьмич стала лауреатом премии «Имперской культуры». Именно она встала на русской земле на защиту великого русского языка.


Близкие не по крови, а по душе

Не специально, а так получилось, что мой краткий рассказ о книге Надежды Дробышевской, ставшей лауреатом «Имперской культуры» за этот год, выпал на Николу зимнего – праздник, особо почитаемый у русского человека. Зайди сегодня в любой дом – в любом доме в самом почете святитель Николай.

И мне показалось, что рассказать о книге Дробышевской в такой день будет непременно к месту. А книга её называется так – «По тонким нитям судеб. Батюшки».

В предисловии к книге Сергей Бабурин – профессор, заслуженный деятель науки РФ, Председатель политической партии «Российский Общенародной Союз» – написал: «Такие книги, как книга Надежды Дробышевской, описывающая жизнь людей, посвятивших себя служению Богу, а через него и людям, сегодня просто необходимы. Мы видим, что каждый священник, прежде чем «прийти к Богу», проходит свой жизненный путь, и мы должны понимать и принимать, что они (священнослужители) такие же люди, как и мы, и также, как и мы, могут ошибаться. Но они за свои ошибки, в отличие от нас, старающихся сразу же забыть о них и больше не вспоминать, переживают и раскаиваются всю свою жизнь».

«Вы никогда не обращали внимание на то, что священники, даже молодые, выглядят намного старше своего возраста? – спрашивает нас Бабурин. – А ведь это не просто так – они, пропуская через себя наши грехи, болеют за нас, и не только духовно… Наши грехи, которые мы так легко сбрасываем на их плечи, – это тяжелое бремя…»

Читая книгу Надежды Николаевны «По тонким нитям судеб. Батюшки», как раз и видишь, и чувствуешь, а главное – узнаёшь, как необыкновенное сердце батюшки, нет – батюшек, принимает на себя наше покаяние и начинает жить с ним, отмаливая наши проступки и грехи.

Надежда Николаевна, посвятив эту книгу своему отцу, иеромонаху Феодосию, рассказывает в ней о непростых судьбах людей, избравших свой путь в священство. Рассказывая о своих героях, а каждый из них становился в разное время собеседником Дробышевской, автор раскрывает то самое сокровенное в судьбе каждого из них, что помогло им «прийти к Богу». Повествуя о своих героях, автор ненавязчиво подводит читателя к вечным понятиям добра, человечности и сострадания, что и является основой Православия.

В поисках героев для своей книги Надежде Николаевне пришлось объехать множество городов, среди которых – Красноярск, Воронеж, Нижний Новгород, Минск, другие города и села. Итогом её поездок стали десятки очерков о ныне здравствующих и несущих своё послушание, а также недавно почивших священнослужителях.

Как сказал Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, написавший предисловие к этой книге:

«В наше время это служение, к сожалению, часто подвергается нападкам и уничижению у людей внешних по отношению к Церкви. Такое негативное отношение сказывается на мыслях и чувствах многих, в том числе и церковных людей. Данная книга рассказывает нам о примерах достойного священнического служения в современном мире.

Святые отцы воспрещали говорить о живых, восхваляя их добродетели, поскольку кончина жизни и праведный суд Божий всё определит. Но всё же говорить о добродетелях – на примерах ныне здравствующих и несущих своё послушание священнослужителей – в наше время не просто уместно, а необходимо. Сегодня многообразно изображается столько негативного и душевредного, что такие примеры благочестивого служения могут стать образом поведения для многих, стремящихся к богоугодной жизни. Автор книги, описывая судьбы или, как она пишет – «дорогу к Богу», ныне действующих священнослужителей и недавно почивших, даёт возможность увидеть и прикоснуться к свету и благости иного мира, мира душевного покоя и чистоты».

Это правда. Книга, знакомясь с ней внимательно, становится не просто литературным чтением, а разговором с автором и её героями по душам, искренней беседой, на чистоту, без всякой утайки.

Наталья Николаевна, обладающая особым даром говорить с человеком открыто и честно, она еще и прекрасный поэт, потому в книге, после каждой главы, обязательно её маленькое по размеру, но огромное по смыслу стихотворение. Приведу для примера одно из них:

Не спешите судить, не подумав,

Слов обидных бросать сгоряча

И рубить, не подумав, с плеча –

Не спешите судить, не подумав…

Не спешите и с выводом скорым,

Обижать не спешите друзей,

Очерняя в порыве страстей, –

Не спешите с выводом скорым…

Не спешите с решеньем поспешным,

Даже если нет слов для прощенья,

Злых страстей одолев искушенье, –

Не спешите с решеньем поспешным

Я читал книгу Надежды Дробышевской и вспоминал своего сельского батюшку – отца Василия. Маленького росточком, подвижного и знающего судьбу каждого, кто жил, живёт в селе. Не приведи Бог у кого-то несчастье, беда, он тут же открывает дверь этого дома, и с ним приходят успокоение, уверенность. Он с Богом приходил к человеку.


На всю Сибирь – такой один

Хотите верьте, хотите нет, но только своими ушами слышал и своими глазами видел, как в шестьдесят втором или в шестьдесят третьем году (это в прошлом веке было) окружили омичи театральную кассиршу, прижали её к стенке и требовали: «Давай нам билеты на наш хор». – Она, бедненькая, со слезами по всем щекам, протягивала к людям руки и шептала: «Где же я вам их возьму, нет у меня таких билетов, хора нашего сейчас в Омске нет…»

– Да его у нас никогда нет. Выступит один раз в году, и прощай, Иртыш. По всему свету мыкаются, а про нас кто вспоминает…

Было это на гористой центральной улице Омска, что носила имя Ленина, в аккурат при входе в длиннющий универмаг, под лестницей, ведущей на второй этаж. А вечером я рассказывал тёте, у которой я гостил почти каждое лето, о том, чему я был свидетелем сегодня. И тётя моя, скупая на характеристики, сказала:

– А что, они были правы, только зачем они кассиршу до слёз довели. Бедная женщина здесь не при чем… Я вот тоже люблю наш хор, а слушаю его только по радио, да вон ещё две пластинки у нас есть.

Пройдут года два, и мы с тётей все-таки попали в Омске на Омский русский народный хор. Я буквально выплакал два билета всё в той же кассе, о которой рассказал. Всё та же кассирша, услышав мой рассказ о ней и людях, требующих билеты, вынула из большой тетради два билета и сказала:

– Посмотри, деточка, послушай. Я, может, в другой раз на своих схожу, а ты иди, есть у них, чему научиться.

Вот так и сказала.

Я забыл об этих словах, но шло время, я повзрослел и понял, что имела в виду женщина, отсылая меня к Омскому хору учиться.

А всё очень просто: Государственный академический Омский русский народный хор с первого дня своего образования и по сегодняшний день не столько учит, сколько гордится русской песней. Вот уже на протяжении семидесяти трёх лет гордится Сибирью своей, талантливым сибирским народом и русской песней – душевной спутницей нашей. И нет сегодня в Сибири голоса краше, милее, чем голос прославленных омичей.

Да разве только в Сибири?


Прочтите жизнь мою


Я с раннего детства боялся больших толстых книг: мне всегда казалось, что, взяв такую книгу в руки, я никогда не осилю ее прочитать до последней корочки и вряд ли пойму, для кого и для чего она написана. Эта боязнь до сих пор живет во мне, хотя прочитано мной толстых книг не мало – но это все больше русские классические произведения и недавние, идущие рядом с классиками. А вот современные… Ну, что современные… И среди них встречаются похожие на крепкие литературные островки среди бушующего на разные голоса и разные словеса печатного моря.

К таким – крепким литературным островкам – я бы отнёс сегодня книгу архангельского писателя Валерия Чубара с необыкновенным детско-человечным названием «Солнышко на плече», которая вместе со своим отцом-родоначальником стали лауреатами премии Союза писателей России «Имперская культура» этого года.

Вы слышите, друзья мои дорогие, каким милым и чутким голосом говорит с нами само название книги – «Солнышко на плече». Значит, откровенная книга, не надуманная, не назидательная, а доверительная и, что особенно важно, правдиво-жизненная.

Как признался сам Валерий Николаевич Чубар, «в этом сборнике философия, обобщение творческого пути, находок и откровений, попытка собрать свои лучшие произведения».

Так кто же он – Валерий Чубар? Поэт, прозаик, радиожурналист, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии имени Фёдора Абрамова, откровенно рассказывающий своим читателям, как рождается то или иное произведение, что послужило толчком к рождению сюжета того или иного рассказа, повести. Он всегда вспоминает свои студенческие годы, своё увлечение конным туризмом.

В сборник вошли двадцать шесть произведений разных жанров, а открывается новая книга «Солнышко на плече» первым опубликованным давно рассказом «Только переночевать» (1983). С этим рассказом перекликается завершающий книгу рассказ «Ночлег», самый свежий по написанию (2021). Между ними представлен своеобразный художественный отчёт о том, что написано за годы литературной деятельности Чубара.

Валерий Николаевич родился в Ленинграде. В 1984 году окончил Ленинградский государственный университет. Много лет живёт в Архангельске. Работал на Архангельском радио, в Архангельском и Мурманском молодёжных театрах. В настоящее время – ведущий программ архангельского областного радио «Поморье». Лауреат многочисленных журналистских премий. Автор пяти поэтических сборников и четырёх прозаических книг. В 2002 году книга «Конюшня Анны» была отмечена Всероссийской литературной премией имени Ф.А. Абрамова. Валерий Николаевич – инструктор по конному туризму, участник и организатор конных походов, участник ролевых исторических игр.

И вот итог прожитого – «Солнышко на плече». Этот сборник прозы включает рассказы и повести, созданные автором за 40 лет творческой деятельности, и представляет собой своеобразный художественный отчёт о том, что написано за годы литературной деятельности. Сам Валерий Николаевич в предисловии представляет издание строчками из стихотворения Юрия Левитанского: «Пред вами жизнь моя — прочтите жизнь мою. Её, как рукопись, на суд вам отдаю».

Толстая белоснежная книга, которую ни в коем случае нельзя бояться – её надо обязательно читать: она редкостная по истерзанному нашему языку, по судьбе, похожей на мою и вашу.


Молитвою дорога в рай ведёт

Припал к нашим сердцам Рождество Христово – не только Великий православный праздник, а ещё и для каждого из нас судьбу несущий день. С самого детства, хочешь ты или не хочешь, отсчёт твоим годам идёт от этого дня. И по прошествии многих лет начинаешь понимать: Рождество Христово – это и твой день рождения. Около Него первое наше свободное дыхание. От Него исходит первое наше слово. Около Него потом всю жизнь ты чистишься, каешься, просишь заступничества, наполняешься благодарностью.

Вот и сейчас понимаю, почему я до сих пор не сказал ещё слово о краснодарской группе «LARGO», ставшей лауреатом «Имперской культуры» в 2023 году.

Группа «LARGO» – это талантливейшие певцы Владимир Соколов, Александр Порожный и Владислав Судаков. Такая вот троица, которую, как в народе говорят, Бог любит.

Владимир Соколов обладает уникальной вокальной возможностью поднимать свой голос к небесам. Услышишь однажды и не отпустишь этот голос от себя.

Владислав Судаков своим высоким баритоном любое произведение не столько приземляет пение, сколько наполняет его простором.

А вот Александр Порожный, обладающим мягким низким баритональным голосом, не отпускает к облакам песню, а держит её для слушателя – для разума, для понимания, для моления.

Именно эти три певца, претерпев на пути к настоящему песнопению немало невзгод, огорчений, непонятностей, однажды остановились перед завтрашним днём, как перед обрывом. Обрывом крутым, скользким, опасным и поняли: в искусстве, особенно в музыкальном, надо идти своим путём.

Не из гордыньки ребята к себе в потаённые кармашки положили слова великой Ирмы Петровны Яунзем, выведшей в люди непревзойдённых исполнителей народной русской песни: «Помни, какое имя ты после себя оставишь».

И запели настоящую авторскую песню – сродницу песни, выстраданную народом, а потом прислушались к словам митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла и прикоснулись к Кладу церковно-славянского языка. Что дивного: Клад дался в руки певцам, и православная песня, молитва, акафистная мудрость зазвучали роднее, ближе и понятнее для молящегося человека.

Я, по-моему, рассказывал уже о случае, свидетелем которого был в прошлом году во время Великого поста. Но повторюсь сегодня.

Мой дальний родственник предложил поехать в Старый Ковыляй, в Мордовию, в Ковыляйский Свято-Троицкий женский монастырь на ночную службу. Около полуночи начиналась служба. Народу было не много. Батюшка исповедовал людей. Храмовый хор состоял из женщин. Как потом узнал, все приезжие из разных уголков большой Мордовии. А когда служба закончилась, хор запел, а вместе с ним и все прихожане, «Слава Богу за всё».

Пел Храм песню группы «LARGO». Пел, плакал, светился лицами и душой.

Много раз я слушал в концертных залах Владимира Соколова, Александра Порожного и Владислава Судакова, последний – в Дивееве, около преподобного Серафима Саровского. Если бы вы только слышали, как в унисон бились сердца певцов и слушателей. Это была честная, без утайки исповедь – человек становился человеком, таким, как Господь завещал.


Песни и легенды, окружённые тысячами ключей

Есть в Нижегородской области земля, которой суждено было получить от Боженьки дар бесценный – создать райскую красоту, сберечь ее и не в сундуки припрятать, а по миру пустить: пусть люди любуются и чище, добрее становятся.

Это я говорю про Вознесенскую землю, что, под крендельку, живёт с народом – нижегородским, мордовским, рязанским, да и владимирцы рядышком.

Нисколько не хвастаю – судите сами.

Самые наливные молодильные яблочки здесь, в селе Бутакове. А в придорожном селе Аламасове жила не больно давно Поленька Тишкина – уж как она знатно обряжала иконы святые. Возьмёт в руки фольгу и так разукрасит святые лики, что душа возрадуется и возвеселится. До сих пор по округам в красных углах её иконы души греют.

А уж про Полховский Майдан и говорить нечего – отсюда шагнула к людям деревянная матрёшка, равной которой нет во всём белом свете.

Попробуйте поискать вкуснее и слаще лапшу крахмальную, яичницу из печки румяную, кашу пшённую, где пшенинка к пшенинке – посчитать можно… Это только здесь, в вознесенских деревнях и сёлах, окружённых лесами, рощицами, рекой Варнавой, рекой Мокшей, рекой Сармой, а уж про родники и говорить нечего – со счёта сбиться можно, слово родное берегут.

И в каждом селе – свои родные словечки, сказки, прибаутки, легенды и песни. Особенно напевны они в Суморьеве.

Не смогу я вам сказать, отчего это село певучее, да, думаю, и никто не скажет, только вот здесь полвека назад собрались девки с бабами, уговорили старух и организовались в хор. От старушек наслушались песен и страданий, которые те ещё в своей молодости пели, которые от своих бабушек песни слышали.

Для себя стали петь. Да красоту-то разве утаишь! На песню их сначала своё село собираться стало, а потом и вся округа валом валила.

– Суморяночки нынче петь будут. Пойдём? – спрашивали в соседних сёлах, и шли люди на песню, в которой ни одного слова не портилось, ни одного подголоска не терялось.

Так и родился ансамбль «Суморяночка». Пришли в него матери с детьми, бабушки с внучками, мужики и парни, в песню родную влюблённые.

Начальница вознесенской культуры Надежда Михайловна Ломтева мне рассказывала, что достали женщины из сундуков старинных наряды прабабушек – один другого краше, выжарили их на солнышке, примерили на себя, одели и к песне в них прислонились. Да ладно так, ласково, искренне, что слушают их люди, замирают, плачут и радуются.

А как по-другому?

– На всех праздниках эти сарафаны, рубахи можно увидеть, – рассказывала Ломтева. – А уж как играет «Суморяночка» Дуняшин праздник! Это только своими глазами смотреть надо, своими ушами слушать и своё сердце от слёз защищать.

Это ведь «Суморяночка» приняла в наследство Дуняшин день и памятно передает его из поколения в поколение.

Как смогу – передам вам смысл.

– При крепостном ещё криушинские девки просто так за ребят замуж не выходили – барин не разрешал, – рассказывают каждый раз суморяночки. На праздник-то люди со всей России приезжают. – Придут к нему парень с девкой под венец проситься, а он и сделай так – себе на ночь девку-то и оставит. А утром добро даст под венец идти.

Да и у нас так было, слышали мы от своих бабок ещё давным-давно, только вот Дуняша наша супротив барина пошла.

Она и взаправду красотой наделена была. Что ростом, что статью. Глаза с поволокою, коса через плечо. Все на неё любовались. А уж летом, как на голову веночек цветастый оденет, и вовсе глаз не отвести. Руки у ней золотыми были – за какую работу не возьмётся – всё, как в сказке, получается.

Бабушка моей бабушке сказывала, а моя бабушка мне говорила, что полюбила Дуняша парня. Ваней его звали. Любили они друг друга так, что и слов не найти.

Осенью хотели свадьбу сыграть. А барин задумал девку в дворовые к себе взять, чтобы она и день, и ночь ему прислуживала да за ним ухаживала.

Как узнала об этом Дуняша, да как представила, с каким позором она жить станет, побежала к реке Варнаве да с самого крутого обрыва и бросилась в омут.

А Ваня искручинился весь, испечалился. Обет сам себе дал: никогда не жениться. Посадил на берегу черёмуху, а как только деревце прижилось и зацвело, ушёл в монастырь. Народ наш и песню про него сложил – «Садил монах черёмуху»…

…Пятьдесят лет «Суморяночка», один из самых старейших коллективов Нижегородской области, ансамбль Вознесенского районного Дома культуры, служит народу своему. Не одно поколение, душой прикипевших к народной песне, прошло через его песни, легенды и сказы. И по сей день в ансамбле поют семьями, целыми поколениями: бабушки, мамы, дочки, внучки. Собирают и бережно хранят бесценное богатство своего родного народа и делятся этим богатством с людьми.

Конечно, большое жюри в составе представителей Союза писателей России, журнала «Новая книга России», Фонда святителя Иоанна Златоуста, Центра Фёдора Ушакова и ИИПК «Ихтиос» не могло остаться равнодушным к творчеству «Суморяночки» и присудило коллективу звание лауреата «Имперской культуры» за этот год.

По любви и по велению сердца берегут вознесенцы свою народную культуру. Они, получив от Господа дар бесценный, создают райскую красоту, берегут её – и не в сундуки прячут, а по миру пускают: пусть люди любуются и чище, добрее становятся.

Тем и сильна наша матушка-Русь – традициями сильна, имперской культурой сильна. Пример тому – «Суморяночка».

Вы приезжайте в Вознесенское. Сами всё увидите, услышите и возрадуетесь.

Иван Чуркин


Борис Галкин (Москва) отмечен премией за служение Русскому слову и литературе
Герой России Николай Гаврилов и автор книги о нём, лауреат премии Геннадий Ельцов
Григорий Ивлиев вручает награду создателям книги «Подвиг народа»
Жена Даниила Туленкова получает премию за мужа, который воюет на СВО
Лауреат премии Филипп Гуров
Лауреат премии, поэт Абдулла Исса (Палестина)
Матушка Юдифь, в миру Народная артистка России Любовь Стриженова
Народный артист России Ю.В. Назаров
Поют лауреаты премии солисты Омского народного хора
Создатели Музея Казанской епархии
Фольклорный ансамбль «Веретёнце»