Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Непредвзятые записки честного журналиста

В последнем номере белгородского альманаха «Светоч» за 2021 год вышли отрывки из будущей книги военного журналиста, члена Союза писателей России Геннадия Алёхина «Без парадности и глянца. Штрихи к портрету генерала Геннадия Трошева». Идея произведения – показать людей чеченской кампании объективно, в должностном и личностном качествах, в условиях войны и мира, в политической обстановке.

Как журналист Алёхин имеет безусловное преимущество перед многими коллегами по перу, которым приходилось добывать информацию за деньги, либо домысливать, используя публичные факты. Алёхин был руководителем пресс-службы Северо-Кавказского военного округа как раз во время горячих событий. То есть в той или иной степени он являлся участником событий. К тому же, значение имеет личное дружеское общение с генералом Трошевым (анализируемый очерк – как раз об этом генерале).

Жанр произведения далёк от информационных хроник – не зря готовится к изданию книга. Он скорее напоминает журналистский дневник. Прошло слишком мало времени: история только пишется, ещё живы реальные вершители исторических событий. Поэтому Алёхин иногда замалчивает имена (например, в случае с высокопоставленными чиновниками в Москве, пытавшимися испортить отношения между Казанцевым, Трошевым и Шамановым).

Возможно, в чём-то писатель субъективен. Но как честный журналист автор опирается прежде всего на факты – давая им гражданское осмысление, выступая мудрым аналитиком. Поступки и события в условиях конфликта всегда трактуются неоднозначно. Для более-менее объективного мнения, важно проникнуться не только знанием, но и понять мотивы, которые подвигали к военному или политическому решению. Здесь Алёхин нашёл свой ход – он даёт человеческие штрихи к портрету генерала Трошева. Что позволяет читателю полнее погрузиться в события Первой и Второй чеченских кампаний.

Публицистика Алёхина достойно выдерживает критику, становится в ряду с другими, заслуживающими внимания, документальными и художественными произведениями об этой эпохе (Анна Политковская, Захар Прилепин, Павел Милюков, Николай Асташкин, сам Трошев с «Чеченскими дневниками окопного генерала»). Публицистика Алёхина – ещё одна страница для понимания тех событий, помогающая из полифонии разных голосов сформировать собственный взгляд.

Хроника событий очерка такова. Между генералами Геннадием Трошевым, Владимиром Шамановым и Виктором Казанцевым возникли некие разногласия в тактике и стратегии определённых военных действий на Кавказе. Журналисты, падкие на «сенсацию», сразу заговорили о расколе в армейских рядах. Но Алёхин аргументированно поясняет, что это был вовсе не раскол, а расхождение мнений военачальников, каждый из которых обладал компетентностью и реальным опытом в принятии решений.

Этот конфликт не вышел за рамки личностных отношений. Понимая конечные цели, генералы пытались найти компромисс. Однако в скором времени Президент подписал указ об освобождении Трошева с должности командующего. Одновременно предложив генералу возглавить Сибирский военный округ. Здесь публицист Алёхин задаётся вопросом: являлся ли этот шаг плановой ротацией или «кремлёвскими играми»?  Трошин отказался от новой должности. В комментариях журналистам пресс-секретарь Алёхин даёт чёткую оценку действиям генерала: он «отказался от предложения, а не от выполнения приказа». Сам Алёхин тоже придерживается военной этики и соблюдает субординацию. Когда новый командующий СКВО Болдырев запретил ему давать в СМИ концепцию информационной работы в условиях конфликта, он подчинился. Хотя этим мог бы прояснить и суть своей работы, как пресс-секретаря. Но на войне как на войне. Человеческая этика проявляется и в том, чтобы не обсуждать и не осуждать личные взаимоотношения и пристрастия. Без соблюдения определённых этических правил в армии (и шире – в стране) может наступить хаос. Алёхин ощутил себя неким звеном в большой игре.

Следующие этапы в служении генерала Трошева. Советник Президента по вопросам возрождения казачества. Ездил по регионам, вникал в проблемы, «продавил в министерских структурах закон о российском казачестве».

Затем работа в администрации Президента. Часто общался с сослуживцами «не по долгу службы», помогал им в решении житейских вопросов. Любил петь под гитару, исполнял авторские песни. «Однажды Людмила Гурченко посетила большой рабочий кабинет Трошева на Старой площади. Я находился в приёмной, и до меня донеслась мелодия известной казачьей песни «Не для тебя». Пели душевно, с подъёмом – боевой генерал и великая актриса. До сих пор жалею, что под рукой не оказалось диктофона» – Геннадий Алёхин.

Осенью 2003 года Трошев баллотировался в депутаты от «Народной партии». «Во время своих выступлений перед многочисленной аудиторией в разных уголках страны он с душевной болью говорил о плачевном состоянии армии: о нехватке денег на денежное довольствие военнослужащих, отсутствии жилья для офицеров и членов их семей, о недостаточном внимании со стороны государства к участникам боевых действий, инвалидам войны». То есть, не обещаниями рассыпал, как у нас принято во время предвыборной кампании, а уже на этом этапе обозначал проблемы.

В публицистическом очерке Геннадия Алёхина образ генерала Трошева многогранен. Он – сильный государственник, способный противостоять влиянию, даже в ущерб собственной карьере. Да и карьерой нельзя называть его служение – это дело жизни, долг перед Отечеством. В принятии важных государственных решений он твёрд, а в рутинной жизни мягок и душевен, способен понять чаяния «маленького человека», помочь.

Уважение к человеку – критерий письма публициста Алёхина. Он осознаёт, что лицо, поставленное решать военные и политические задачи в государственном масштабе, зависит не только от себя. Человек сознательно идёт на риск, при этом не застрахован от ошибок. При всём этом, Трошев, по мнению Алёхина, прошёл важный путь вместе со своей страной – не как чиновник, но как гражданин.

В мире современного царства блогеров, полагаю, своевременно и необходимо приводить к читательскому интересу настоящих, невымышленных героев, наших современников, что пишут историю страны уже сейчас. В этом проявляется защита национального суверенитета и целостности.

Людмила Семёнова