Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Мы созвучны друг другу!

Янв 26, 2021

К итогам литературного года – 2020

По сложившейся в издании «День литературы» традиции мы подводим итоги года ушедшего уже в начале нагрянувшего…

Напомним тому, кто не знает или подзабыл, что издание наше включает в себя бумажную версию газеты и журнала и расширенную электронную сайтовую версию.

Проза, поэзия, критика, публицистика, материалы литературоведения стекаются к нам в изрядном количестве со всех концов нашей Родины (и частично из-за её рубежей). Качество, да и качество этого стекающегося материала позволяет сказать уверенно: русская литература жива, дышит глубоко и свободно, стоит на крепчайших морально-этических позициях, основанных на пушкинском ещё завете:

Два чувства дивно близки нам.

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека –

Залог величия его…

Год 2020 прожит трудный, год прожит трудно. Но «самостоянье человека» – русского, творческого – как «залог величия его» окрепло и закалилось ещё больше.

Да, у нас нет богатых издательств, которые сходу бы выхватывали у русского писателя сотворённое им и «пекли» из него «горячие пирожки» книг на окормление изголодавшегося душою – за эти годы ломки и искорёженного разрушительства – читателя. Таких издательств у нас нет. Богатые, проплаченные издательства «пекут» иные «пирожки», либо переполненные фаршем полного отторжения советского периода русской истории, либо напичканные сереньким натурреализмом, главным компонентом которого, по примеру многих голливудских фильмов, является обязательное стояние или сидение (бога ради, извините!) на унитазе.

Но у нас есть издательства воистину народные – это наше «Вече» с серией книг «Сделано в СССР»: «Любимая проза», «Народная эпопея», «Любимый детектив», а также с современным сериалом: «Сибириада», «Военные приключения», «Великая судьба России». Кстати, уже в новом году родилась ещё одна серия – «Проза нового века». Первенцем этой серии явился роман Николая Иванова «Реки помнят свои берега».

Вот как «Вече» напутствует роман: «Это пронзительное повествование о современной жизни, роман-сага о семье брянского лесника, бывшего партизана Фёдора Буерашина, охраняющего заражённый Чернобылем лес. Волей офицерской судьбы младший из его сыновей «разведзверь ГРУ» капитан Егор Буерашин во время выполнения задания попадает в плен в Южной Америке. Выстояв и преодолев невероятные трудности, он возвращается на родину в день, когда рушится Советский Союз. Вместо звания Героя получает должность в охране Ельцина; на его глазах происходят события в Беловежской Пуще, которые он не может предотвратить…»

Пожелаем серии «Проза нового века» успешного плавания по океану современной русской литературы. В наше время, когда культура почти полностью отдана на откуп частной коммерческой инициативе, – это героический подвиг, финансовая прибыль от которого иногда равна минус нулю.

Много благодарных слов можно сказать и о народном журнале «Роман-газета», выпустившем в ушедшем году 24 новых книжки современной русской прозы, среди которой и роман-эпопея Александра Леонидова «Апологет», рекомендованный к печати нашим изданием. Заключительная часть трилогии, событийно охватывающей весь XX век русской истории, надеемся, тоже не останется без внимания «Роман-газеты».

Финансовые трудности этого карантинного, в сущности, года серьёзно ударили и по нашему изданию: вместо запланированных четырёх номеров журнала-приложения мы выпустили лишь один. Сейчас пытаемся найти путь к публикации задуманной «Антологии русского рассказа «Дня литературы» – 2020». Материал собран в редакции огромный, с запасом на 3-4 наших журнальных почти четырёхсотстраничных «толстячка». Проблема лишь в финансировании.

Ушедший год подарил нам новые открытия, добавил в копилку наших авторов и молодых талантов. Поэтому совместно с петербургским отделением Союза молодых литераторов мы выпустили заключительный декабрьский номер газеты, сделав его исключительно молодёжным. Серьёзностью и основательностью своего таланта порадовали критики Анастасия Миронова и Влада Баронец, прозаики Наталья Мелёхина, Женя Декина и Сергей Чернов, поэты Екатерина Дедух, Кира Марченкова, Александр Лошкарёв, Дмитрий Ханин, Мария Четверикова… Страницы нашего издания всегда открыты молодым талантам.

Поражают мощной зрелостью пера серьёзные аналитические размышления – а их на сайте издания уже более двадцати! – критика Максима Ершова о прозе Захара Прилепина и Юрия Козлова, Александра Леонидова и Владислава Артёмова, о поэтике Николая Рубцова и Бориса Рыжего. Вот небольшой фрагмент его исследования о романе «Апологет»:

«Александру Леонидову постоянно напоминают «Легенду о Великом Инквизиторе» на том основании, что его персонаж с помощью науки и организаторских талантов администратора – действительно, в прямом смысле слова творит хлеба из камня, как предлагал дьявол. Это же очень важная часть сюжета – как хитрец Алик делает ценные меха из городских канализационных стоков, мёртвые пески превращает в цветущие сады, и т.п.

И в определённом смысле – да, Леонидов напрямую оппонирует Достоевскому, при том что это величайший авторитет в писательском мире для Леонидова. Это вопрос о праве почтительного ученика возражать великому учителю…»

«А что же делать? – интересуется Леонидов по итогам «Легенды о великом Инквизиторе». – Радоваться, что люди голодные, холодные, разутые, раздетые, лишь бы камни в хлеба не превращались?Чтобы дьявол не соблазнял нас превращением камней в хлеба – мы сами должны их превратить в хлеба. Без дьявола. Силой Разума…» Вот такой делает вывод писатель.

Продолжают работать на ниве критики и публиковаться у нас и признанные литературные асы: Валентин Курбатов и Вячеслав Лютый, Андрей Румянцев и Марина Маслова, Александр Медведев и Эдуард Анашкин. Всё резче и объёмнее проявляется феномен критики Марины Масловой, с такой пронзительной распахнутостью души воспринимающей анализируемую ею прозу, что невозможно не откликнуться на её камертоном звучащий голос. Валерий Латынин, подметивший это, отзывается на сайте об одной из её работ так: «Дорогая Марина, своими замечательными комментариями к письмам Бориса Агеева ты побудила мою душу на глубокие размышления о природе болезней духа и тела, как раньше юбилейным эссе о Михаиле Еськове сподобила на чтение его рассказов, в том числе «Чёрная рубаха». Ты замечательный проводник вглубь человеческой души! Поздравляю с премией Евгения Носова! Ты заслужила её своим несомненным дарованием видеть главное в произведениях коллег, даже если это не акцентировали сами авторы».

Признанные мастера прозы Павел Кренёв и Владимир Крупин, Игорь Изборцев (Смолькин) и Виктор Мельников, крепнущий год от года оригинальный и светлый талант Дмитрия Лагутина и Сергея Мурашева, петербуржец Игорь Бахтин с романом-эпопеей «Предновогодние хлопоты» – всё это тоже наши постоянные и востребованные читателем авторы.

О некоторых из них хочется сказать особо.

Одна из солидных премиальных компаний отказалась недавно от номинации «Современная классика», мотивировав это тем, что нет «сопоставимых по масштабу имён, которых справедливо можно назвать классиками». Можно было бы, скрепя сердце, согласиться на этот категорический императив, если бы эта самая компания не стала притаённо навязывать кандидатурами в будущих классиков вялых водоползающих и пошло-циничных гузелей. Ну да ладно, это проблема глобального характера, ярко прописанная на витринах и во внутреннем содержании всех оставшихся в живых книжных магазинов. «Коммерция превыше всего!» – вот лозунг их и несолнца.

А вот у нас есть кандидаты в современные классики. Их не так уж и мало. Но назову пока одного: Павла Кренёва с его источающей любовь, ностальгирующей по светлому в «жизни былой» прозой. Вот небольшой фрагмент из рассказа «Светлый-пресветлый день»:

«А отец! Поглядели бы вы в этот момент на нашего отца! Он стоял у мотора, держал в руках палку-рулевку, прикрепленную к рулю, и у него было лицо человека, только что проглотившего огромный кусок счастья. Светлое это счастье осветило его всего, в особенности лицо. И лицо отца сейчас издавало внутренний свет. Словно внутри зажглась яркая электролампочка. И весь он выглядел оторопело-торжественным. Чтобы не выдать своё счастье, отец пыжился быть равнодушным, он глядел по сторонам и вдаль, будто выглядывая там чего-то. Но сидевшее внутри счастье распирало его, ворочалось во всем его немаленьком теле и стремилось показаться всему миру: «Поглядите на меня все! Видите, какое я огромное и красивое!».

Его нельзя было скрыть. Мы все видели, что отец наш в тот момент словно бы парил в воздухе. Над своим мотором, над карбасом, над всеми нами…».

Такими яркими «электролампочками» пропитана вся проза Павла Кренёва (но не публицистика, где он превращается в яростный, разящий исторической правдой кремень-камень). Только в ушедшем 2020 году у прозаика Кренёва в Москве, Архангельске и Болгарии вышло восемь книг. Светоносных, смеем утверждать. Чем не кандидат в современные классики?

Есть и ещё один литературный феномен года – петербуржец Игорь Бахтин с романом «Предновогодние хлопоты». Подробнее о романе, публиковавшемся с продолжением весь ушедший год на нашем сайте, вы сможете прочесть в критической статье Александра Леонидова, высоко оценившего эту петербургскую эпопею:

«Игорь Бахтин досконально знает подноготную современности и умеет извлекать из этого поистине многострунного инструмента все многообразие образов – от тяжёлых сочных обитателей криминального низа до возвышенных искателей, чьи развёрнутые глубокие диалоги напоминают порой академический диспут. Характерна традиционная и пышная, византийская масштабность русской литературы, когда от рассмотрения внутреннего мира и жизни одного человека Бахтин переходит к обществу в целом и реалиям современного, очень дефектного и повреждённого мира, а дальше пытается проанализировать место всей России в настоящем и будущем человечества. Смыслов и планов очень много, что, вероятно, сделает роман сложными для восприятия современных читателей, привыкших к разжёванному и пюреобразному тексту. Бахтин вместе со своими персонажами ищет путь к Богу. Искра божественного искания разгорается всё ярче в «…Хлопотах» и перекликается с тревожными буднями богоотступничества. Бахтин помогает нам отыскать себя, на примере своих героев научиться жить и дышать в серных парах нынешних реалий, и вместе с очень обаятельными персонажами отыскать во мраке бытия искру небесного света».

О прозе можно говорить бесконечно, называя всё новые и новые имена и обозначая вклад каждого из названных в русское искусство художественного слова. Но обратимся в этой условно итоговой статье и к жанру поэзии.

Здесь шедеврами высокого класса можно любоваться тоже бесконечно. Поклонники чистой лирики (помните, резкое некрасовское: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан») могут найти её даже в творениях поэтов гражданской боевой доминанты. Как, например, в стихах Елены Заславской:

В моей Новороссии,

Где всё так неясно,

Где будущее – туманность,

А прошлое поломалось,

Где гуляют ночные волки,

И контрабасы

Прячут нал и обрезы,

Это все, что у меня осталось:

Пуля, лира и звезда Бетельгейзе.

Вот это «Пуля, лира и звезда Бетельгейзе» – как примирительный мостик меж чистой лирикой и гражданской поэзией. Границы смыты трагедией, которую мы – многие – пережили и переживаем на этом жестоком сломе эпох. Отсюда острота и драматизм поэтических смыслов у многих, начиная с уже обозначенных в статье молодых поэтов и заканчивая поэзией зрелой и закрепившейся во времени и пространстве. Это и дыхание любви в лирике Никиты Брагина: «А будущее – кто его поймёт? /Перемешались в нём и яд, и мёд… /И оттого разумнее – любить, /И у любви слезой и кровью быть,/ И возвращать ей воздух, умирая». Это и «реки, как вены», у Марины Котовой, стоящей «у идущей в холмах древнерусской реки на песчаном обрыве крутом» и мечтающей «наблюдать золотые следы /На волне под навесом ветвей /И бродить серой цаплей по краю воды /В очарованном сне рыбарей». Это и чудо поэзии Валерия Мухина: «В земном многоголосном храме, /Под синим куполом небес, /Я дирижировал ветрами, /А подпевали дол и лес… /И в роковом звучанье хора /Была вселенная слышна. /И песнь пространства и простора /Была прекрасна и ясна».

Это и чудо, переплетённое со вселенской по масштабу печалью ранимой, женственной и одновременно мужественно-сильной лирики Светланы Леонтьевой с её откровением: «Мы читали. Мы были пронзительно чисты. /В нас навеки запаяны вещие коды. /Замурованы в нас школьных зорек горнисты./ Веру мы перельём, как в буфете в посуду, /Что сияла гранёно, размашисто, пёстро: /Из того, из былого была я и буду./ Хоть распалась страна на осколки, а острый /Пригвоздился мне в сердце».

Это и Алексей Филимонов, протягивающий сквозь века и десятилетия руку гениям русской поэзии: «Я родился меж строк /На железной дороге, /И некрасовский слог /Мне рыдает о Боге. /Среди блоковских тем, /Над откосами праха /Шпалы вне теорем, /И луна – чья-то плаха. /Пастернаковский звук /И Есенина муки /Поезд, бездны паук,/ Ткёт в предместье разлуки. /Рельсы – лестница снов, /Восходящая ало /До вокзала основ /И прощенья причала. /Там ликует народ, /И открыты объятья. /Да, какой ныне год? /Чьё сегодня распятье?».

Это и мудрая глубина философской лирики Николая Беседина: «Кто скажет, где предел у русского терпенья? /У мёртвых деревень, у работяг спрошу, /У выжженных лесов, и у полей весенних, /В рыбацкой гавани прогнившую баржу./ Всё так переплелось и так необъяснимо! /Гуляет молодость над прахом прежних лет. /И над избой крестьянской тает струйка дыма, /И согревает ночь неодолимый свет. /Таинственные сны зовут меня и мучат, /И голос слышится, спокоен и суров: /– Любовь, одна любовь прощать тебя научит, /И не прощать вовек научится любовь».

Эту перекличку талантов, этот перечень поэтических имён, хозяйничающих на сайтовом пространстве газеты «День литературы», можно длить и длить. Их невозможно выстроить по рангу и подвести к какому-то итоговому общему знаменателю. Да и зачем? Открывайте – и читайте, радуясь и сострадая вместе с ними. Мы созвучны друг другу, поверьте!

И всё же, всё же, всё же…

Посовещавшись в наитеснейшем редакционном кругу, вот каким образом мы хотели бы скромно отметить наших самых значимых в 2020-м году творцов:

Дипломом лауреата литературной премии года награждаются Марина Маслова и Максим Ершов (номинация «Критика»), Павел Кренёв и Игорь Бахтин (номинация «Проза»), Николай Беседин и Светлана Леонтьева (номинация «Поэзия»), Наталья Мелёхина и Анастасия Миронова (номинация «Молодёжный прорыв»).

Наши сердечные поздравления лауреатам – с надеждой на дальнейшее творческое сотрудничество!

Валентина Ерофеева