Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Метаморфозы дождя

Фев 11, 2023

О повести Михаила Третьякова «Площадка»

Повесть Михаила Третьякова «Площадка» вполне соответствует заявленному жанру научной фантастики. Каноны соблюдены. Не зря в контексте повести упоминаются имена писателей-фантастов: Джорджа Оруэлла, братьев Стругацких. Творческая фантазия ограничена научными достижениями и основывается на знании. Авторская идея существующего и прогнозируемого миров выходит из реалий современности. Провидцами и пророками бывают не только гениальные поэты и дальновидные политики, но и хорошие писатели-фантасты. Художественное осмысление действительности и эмпатически переданные прогнозы социального развития мира вызывают рефлексию сознания думающего читателя.

В провинциальном российском городе уже несколько месяцев с завидным постоянством идёт дождь. Это бы ничего! Люди умеют приспосабливаться к обстоятельствам. Кто не выдерживает аномалий природы, уезжает в другие регионы. Остальные живут обычной жизнью: ходят на работу, сидят в кафе, с остервенением спорят, что нужнее на придомовой территории – детская площадка или парковка? Но дождь, по наблюдениям героя произведения, изменяет сознание людей: попавшие под дождь постепенно превращаются в тупое, апатичное, управляемое стадо.

Дождь – полноправный участник событий. Он то затихает, будто прислушиваясь к разговорам, то отчаянно хлещет, привлекая гром и молнию, словно грозя и предупреждая о чём-то. В шуме дождя героем улавливается закономерность – речитатив-заклинание-кодирование: «Дождь был и будет всегда. Без дождя невозможна жизнь. Дождь – это вода. Мы состоим из воды. Вода находится в нас. Значит, мы являемся частью дождя. Каждый из нас – это капля. Каждая капля – это дождь. Вместе капли могут разрушить все. Чтобы что-то построить, надо что-то разрушить. В единстве наша сила. Правда всегда за нами. Каждая капля сильна, только если она – часть дождя. Дождь был и будет всегда. Без дождя невозможна жизнь».

Герой повести, биолог по профессии и сотрудник НИИ, решает разгадать тайну дождя, пусть даже ценой собственной жизни.

Повествование ведётся от первого лица, поэтому приобретает особенную исповедальность. Размышления героя раскрывают перед читателем и внешние подробности жизни, и внутренние переживания человека. Жизнь героя монотонна, как затяжной дождь. Домашние хлопоты, работа по наблюдению за высаженными в искусственную почву растениями с целью фильтрации шахтных вод, общение с коллегами и друзьями. Иногда «завязаешь» в повествовании, но не теряешь интереса: за всеми рутинными делами чувствуется интрига.

Из описательных деталей вырастает целый мир: городская среда с завсегдатаями кофейни, просторные, мало востребованные сегодня, помещения научно-исследовательского института с советского образца приборами и совершенно уникальными социальными индивидуумами. Пожилой инженер, который мог реанимировать любую старую аппаратуру. Горец Камал, трепетно любящий флору, выращивающий на облупленном деревянном подоконнике в НИИ разные растения, вплоть до кофейного дерева.

А сам герой! Будничные занятия, будь то приготовление кофе, уход за автомобилем, он превращает в ритуалы. Он верен всему простому, человеческому, без чего невозможно жить и что он исполняет, как послушный сын, с усердием и особым чувством любви. Читатель проникается – почувствовать себя счастливым можно просто позавтракав яичницей с колбасой в компании старого товарища. Разумное использование гаджетов возможно, но не в ущерб живому общению. Иначе «люди превращаются в гуманоидов, единственно умеющих водить пальцем по экранам смартфонов». Глубоки и философичны размышления героя о счастье, о добре и зле, о любви.

«Любовь – не мучить человека признаниями, а наслаждение собственными переживаниями…»; «Деньги дают ложное ощущение свободы при полном отсутствии времени».

Образом жизни своего героя, его взглядами на окружающую действительность и воззрениями внутри социума, автор утверждает: человек, рождённый Богом свободным, способен найти внутренние ресурсы, чтобы не стать «зомби» в век «цифровизации».

Россия всегда славилась местными Кулибиными. Вот и сейчас, где-нибудь в провинции, рядовые учёные и инженеры делают открытия, выдвигают новаторские идеи, создают уникальные продукты, однако всё это редко реализуется. Один из героев книги «Метаморфозы дождя», руководитель лаборатории Сергей Иванович изобрёл прибор с инфразвуковыми волнами, способными воздействовать на психику человека. Глобалисты вычислили этого учёного и вычленили среди массы людей, дав ему возможность работать над проектом. Сергей Иванович использовал шанс заняться любимым делом, имея при этом ещё и материальное вознаграждение. Вовлечённый в эксперимент, он стал орудием в руках сторонников «золотого миллиарда», стремящихся к порабощению мира посредством разделения и деградации общества. Искусственно созданная атмосферная аномалия – дождь, тоже обеспечивала чьи-то интересы. Отчасти коммерческие. Ведь народ вынужден был ходить в защитных экипировках: плащах, масках, очках. Это стоит денег и востребовано в любую эпидемию. Невольно возникает параллель с недавней эпидемией коронавируса.

Наш герой борется с порабощением духа всеми возможными способами. Немаловажное место в противостоянии занимают музыка и поэзия. Человек воспринимает музыкальные произведения не только органами слуха. Приводятся в действие и иные рецепторы. Эмоциональное восприятие затрагивает те бездны души, которые отвечают именно за победу духовную.  Таинство слова излечивает болезненные состояния…

Идея произведения жизнеутверждающая. Человек обладает достаточно сильными волей и разумом, чтобы, несмотря на психическое и химическое воздействие, суметь противостоять подчинению извне.

Герой повести Михаила Третьякова «Площадка» сознательно ограничивает собственную свободу. Цена – спасение любимой женщины. А не в жертвенности ли высшая гуманность, которая и делает нас людьми даже во времена «тотальной цифровизации»?

Людмила Семёнова