Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Здравствуй, племя молодое!..

Ноя 9, 2022

После полуторагодового перерыва в архангельской школе № 51, носящей имя писателя Ф.А. Абрамова, вновь стартовал проект «Здравствуй, племя молодое!..»

Это образовательная программа для школьников по изучению творчества современных северных писателей – членов Архангельского регионального отделения Союза писателей России.

Программа реализуется в рамках курса «Родная литература» прежде всего в старших классах. Речь идёт о пресловутом региональном компоненте. По признанию самих учителей, методические рекомендации по его применению на уроках литературы выглядят, мягко говоря, странно и неубедительно. И уж совершенно точно не отражают современный литературный процесс. Складывается ощущение, что специалисты, разрабатывающие эти рекомендации, сами не имеют (или не хотят иметь?) представление о том, кто сегодня представляет русскую литературу в регионе.

«Отражение темы Севера в творчестве» Есенина, Пришвина или других известных русских писателей, безусловно, важно для понимания школьниками особенностей творчества этих писателей. Но даёт ли такой подход дополнительную пищу для ума и души школьников, расширяя кругозор их читательских интересов?

Ныне живущие и здравствующие региональные писатели оставлены учебной программой за бортом постижения школьниками Русского Слова. Методисты от образования «выдают пропуск» в региональный компонент в лучшем случае писателям, ушедшим в мир иной и ставшим проверенными временем классиками: Абрамов, Писахов, Коковин и целая плеяда прекрасных северных прозаиков и поэтов советской эпохи. Что же касается здравствующих писателей, то в школьную программу попадают те, чьи имена, как говорится на слуху в масштабах страны.

А как быть писателям «помельче», живущим, пишущим, издающим книги здесь и сейчас – дышащим одним с школьниками воздухом Севера, родной земли? Для кого и для чего пишут они? В своё время Писахова в школе знали только как учителя рисования… Кто от этого выиграл?

Методисты ссылаются на то, что учитель сам вправе приглашать писателей на встречи – вот вам и региональный компонент. Однако, назвать такой подход системным нельзя. Во-первых, учитель постоянно находится в цейтноте – надо выполнить основную программу в рамках выделенных часов. И чем старше классы, тем меньше часов на учебные предметы, особенно на русский язык и литературу, и тем меньше у учителя учебного времени для творчества. Отдельная тема – подготовка к ЕГЭ и отчёты, которые загоняют учителя-предметника в прокрустово ложе формалистики.

Во-вторых, учитель-словесник ограничен собственным кругозором. Хорошо, если рядом – под боком – живёт писатель и на горизонте (на Севере плотность населения значительно ниже средней по стране) другого не видно. Вот и приглашают по сложившейся традиции из года в год земляка. И слава Богу, хоть так! Но даёт ли это представление о всей полноте современной северной литературы? Да и сам формат таких встреч в лучшем случае несёт в себе воспитательный заряд, но не более того. Общение с писателем – хорошо, важно, кого-то даже подтолкнет к прочтению книг этого автора. Но это не изучение литературы, поскольку школьник изначально не вовлечён в процесс, предполагающий чтение художественных текстов (в том числе выразительное, вслух), знакомство с критикой, личное осмысление произведений автора и, наконец, написание литературных эссе.

В-третьих, как ни крути, литература региональная не по содержанию, которое зависит только от писательского таланта, а по охвату читательской аудитории провинциальна: небольшие тиражи, отсутствие в регионе литературной критики, влиятельных, авторитетных журналов – законодателей «литературной моды».

Архангельское региональное отделение Союза писателей задалось целью принести живое слово современных северных писателей в школу, включив его в учебный процесс. В этом вопросе мы нашли немало единомышленников. Но согласится – это ещё не значит сделать. В лице директора 51 школы Татьяны Александровны Лариной, учителя русской словесности, мы обрели не только единомышленника, но и соратника. Татьяна Александровна не просто предоставляет «площадку», но участвует как педагог в реализации программы по изучению творчества современных северных писателей, а как руководитель вовлекает в этот процесс других учителей.

За те полтора года, что мы не встречались в стенах 51 школы (спасибо пандемии), Архангельское отделение Союза писателей при поддержке Архангельского министерства культуры реализовало давнюю мечту – начало издавать книги писателей-членов организации в рамках серии «Современные северные писатели».

И на первом уроке (занятии) учебного курса я познакомил учащихся десятого класса с теми книгами, которые были выпущены с сентября 2021 года. Десять книг – десять современных поэтов, прозаиков, публицистов и драматургов. Все книги представлены на странице издательства «Северные писатели» социальной сети «ВКонтакте». В программе этого учебного года также предложены для знакомства книги и отдельные произведения ещё двух писателей, волей случая пока не включённых в издаваемую серию: это связано только с юбилейным возрастом «кратным пяти», начиная с 55 – и ничего более.

Следующий шаг – выбор учителя и учащихся: «С чьим творчеством будем знакомиться?» От АРО СП России в электронном виде будут направлены методические материалы – биография, библиография, тексты произведений, аудио- и видеозаписи с писателем и авторским исполнением текстов, рекомендованный к прочтению список произведений.

Учащиеся самостоятельно познакомятся с творчеством региональных писателей и вместе с учителем подготовят вопросы к встрече. Встречи могут проходить как онлайн, так и офлайн – и тот, и другой формат успешно апробированы в позапрошлом учебном году.

А в завершение курса школьники напишут литературное эссе (как того требует основная программа по литературе) по произведениям одного или нескольких писателей на выбор.

Надеемся программа «Здравствуй, племя молодое!..» станет для ребят 51 школы города Архангельска увлекательным, познавательным и одухотворяющим путешествием в мир современный русской литературы.

Игорь Гуревич