Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Украина — Малороссия. Мифы и правда

Дек 9, 2022

Предлагаем вниманию отрывки из новой книги издательства столичного «ВЕЧЕ» из новой серии «Битва за Новороссию.1782–2022».

Р86 Валентин Рунов. Украина: мифы и правда истории / М. : Вече, 2022. – 464 с. : ил. – (серия: «Битва за Новороссию.1782–2022»).

Аннотация:

В последние годы на Украине по её истории издано немало трудов, часть из которых даже претендует на то, чтобы быть использованными в качестве учебников и учебных пособий для школьников или студентов. На основе этих трудов строятся учебные программы, и по ним всё это время происходило обучение подрастающего поколения. В то же время ряд положений этих учебников и учебных пособий является не только спорным, но и сознательно искажает исторические события, которыми достаточно богаты земли, только в советские времена получившие статус Украинской Советской Социалистической Республики, а после 1991 года – независимого Украинского государства.

Для объективности изложения материала в начале каждого раздела книги даны тезисы видения данного исторического периода ведущими украинскими историками 90-х – начала 2000-х годов, а затем предлагается авторский материал, разработанный на основании архивных источников, официальных исторических исследований и научных статей ведущих ученых-историков XIX – начала XXI века.

Введение

История современной Украины хотя и достаточно глубокая, но весьма своеобразная. Условно ее необходимо разделять на две части — историю народа, проживающего на землях нынешней Украины и собственно историю Украинского государства. При этом нужно учитывать, что население нынешней Украины практически никогда не являлось единым народом, так как длительное время было разделено границами разных государств. Всячески стремясь слиться с элитными народностями этих государств, этнические украинцы постепенно перенимали их язык, культуру и моральные ценности, непременно теряя при этом свои. В результате на Западной, Центральной и Восточной Украине возникали своеобразные общества людей, лишь частично связанные общими корнями, но по сути своей являющиеся разными. Одни из них были носителями польской культуры, вторые — австро-венгерской, третьи — российской.

Однако основное объединение украинской нации произошло в рамках Российской империи, которая, строя государство не по национальному, а по религиозному принципу, создавало относительно равные условия для проживания и развития всего православного населения. Именно тогда в юго-западных губерниях Российской империи началось развитие проживавших там народов в области экономики, образования, культуры. Но при этом существенное материальное расслоение людей привело к зарождению там антигосударственных и националистических движений.

Огромный вклад в формирование единой украинской нации внёс Советский Союз, который смог не только собрать воедино все земли этнических украинцев, но и на их базе создать Украинскую Советскую Социалистическую Республику. Правда, при этом он в рамках этого объединения на основе относительного равенства всех граждан решительно пресекал антигосударственные и националистические движения на Украине. И это при том, что развитие Советской Украины в период Советской власти в области экономики, образования, здравоохранения и культуры не знало аналогов.

Безусловно, история Украины писалась не только в радужных красках. Немало было в ней и «чёрных» страниц. По разным причинам её земли подвергались разорениям и гибли люди. В средние века украинские земли служили форпостом Речи Посполитой от набегов турок и крымских татар, затем они стали юго-западным порубежьем Российской империи, в 1941 году первыми приняли на себя удар армий фашистской Германии. В разные времена по землям нынешней Украины «гуляли» орды крымских татар, казацкая вольница, карательные отряды поляков, белые, красные и всякие «зелёные». Дважды на них ступал жесткий сапог немецкого солдата… Украинскому народу пришлось на себе испытать голодомор, оккупацию, раскулачивание, частичное выселение и многое другое.

В 1991 году Украина, имевшая колоссальные материальные и людские ресурсы, обрела государственную независимость и начала строить своё суверенное государство.

С тех пор прошло больше тридцати лет, и стало ясно, что заявленного в 1991 году могучего и независимого Украинского государства не получилось. Президент позорно бежал из страны, парламент погряз в местнических склоках, страну поразила коррупция, экономика пришла в упадок, Украина начала терять свои территории, в отдельных областях вспыхнула гражданская война… Большего несчастья для любой страны не бывает.

В то же время подавляющая часть людей, населявших и населяющих современную Украину, всегда были мирными гражданами и честными тружениками, искренне желавшими счастья той стране, на территории которой они проживали. Националистические амбиции всегда им были чужды, хотя время от времени они искусственно разогревались различными силами. Тогда еще недавно мирные украинцы без зазрения совести резали веками проживавших рядом с ними поляков и громили евреев. А в последнее время они ополчились на русских, несмотря на то, что долгое время были накрепко связаны с ними родственными и духовными узами.

Идею разорвать братские отношения между Россией и Украиной недруги этих стран и их народов вынашивали давно. Существует убеждение, что такой план первоначально был предложен «железным канцлером» Бисмарком. В качестве доказательства этого используется несколько источников. Так, при своем вступлении на престол Львовского митрополита некий Андрей Шептицкий в своей речи заявил: «Бывший немецкий дипломат в Петербурге, железный канцлер кн. Бисмарк, наиболее удачно оценив украинский вопрос, высказал мысль о необходимости создания независимой Украины для удержания равновесия и мира в Европе. Отторжение Украины было бы тяжёлой ампутацией для России» (Добричев В. В тени святого Юра. — М., 1971). Другой автор утверждает, что Бисмарк сказал следующее: «Могущество России может быть подорвано только отделением от нее Украины» (Ульянов Н., Морозов Е. Украинский сепаратизм: идеологические истоки самостийности. М., 2004). Третий от имени Бисмарка приводит следующую фразу: «Для огромного тела Российской империи смертельна лишь одна операция — ампутация Украины» (Шутов А. Постсоветское пространство. М., 1999; Россия в жерновах истории. М., 2008). Четвёртый в уста Бисмарка вкладывает более просторную фразу: «Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… Необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди национальной элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть все русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Все остальное — дело времени» (Крючков Г. Украина перед судьбоносным выбором. — Харьков: Фолио, 2010).

В то же время известно, что в своих мемуарах «Мысли и воспоминания», вышедших в СССР в 1940—1941 годах, в главе V, рассказывая о немецкой политике времен Крымской войны, Бисмарк упоминает о некой «Партии Еженедельника», возглавляемой Р. фон дер Гольцем и М Бетманом-Гольвегом, которая, по его словам, вела странную двойную игру. Он пишет: «Я вспоминаю, какими обширными записками обменивались эти господа. Порой они знакомили с содержанием записок и меня, надеясь привлечь на свою сторону. В качестве цели, к которой надлежало стремиться Пруссии, как передовому борцу Европы, там намечалось: расчленение России, отторжение ее остзейских губерний, которые, включая Петербург, должны были отойти к Пруссии и Швеции, отделение всей территории Польской республики в самых обширных её пределах, раздробление остальной части на Великороссию и Малороссию, хотя и без того едва ли не большинство малороссов оказывалось в пределах максимально расширенной территории Польской республики… В то время как Гольц и его берлинские сподвижники довольно ловко обделывали свои дела… Бунзен, посланник в Лондоне, имел неосторожность послать в апреле 1854 г. министру Мантейфелю пространную записку,в которой выдвигались требования восстановления Польши, расширения Австрии вплоть до Крыма, возведения эрнестинской линии на саксонский королевский престол и т.п. и в которой рекомендовалось, чтобы Пруссия содействовала осуществлению этой программы. Одновременно Бунзен сообщил в Берлин, что английское правительство не возражает против присоединения приэльбских герцогств к Пруссии, если последняя примкнёт к западным державам; в Лондоне же он дал понять, что прусское правительство согласно на это при условии означенной компенсации. Оба эти заявления были сделаны Бунзеном без всяких на то полномочий. Король, когда это дошло до него, нашёл, при всей своей любви к Бунзену, что дело зашло уж слишком далеко, и через Мантейфеля приказал Бунзену уйти в долгосрочный отпуск, закончившийся отставкой».

Таким образом, планов отделения Украины от России Бисмарк не строил. Злополучную фразу произнёс урожденный граф Роман-Мария-Александр Шептицкий, униатский митрополит Андрей. Но при этом он говорил устами католической церкви, которой не по душе было многовековое единство российского и украинского народов.

Известно, что недругов России и Украины всегда было много. Несмотря, на это их народы почти 350 лет не только жили рядом, но и имели единую историю и очень близкую по духу культуру. История и жизнь русского и украинского народов за это время переплелась настолько, что разделить её было не только трудно, но и практически невозможно.

И в радости, и в горе эти народы были всегда вместе, связанные едиными боевыми, трудовыми и семейными узами. И это продолжалось до тех пор, пока вопреки всем этим глубоким историческим узам на первое место начали выдвигаться совершенно другие ценности.

*

О другой истории Украины впервые я узнал теперь уже в далёком 1991 году, когда, будучи во Львове, случайно купил только что изданную книгу «История Украины», разработанную авторами И. Крипякевичем, М. Терлецким, П. Исаевым и М. Дольницким. В послесловии к этой книге сказано, что это не что иное, как школьный учебник, по которому учатся дети украинских эмигрантов в странах Северной Америки, прежде всего Канады, где особенно многочисленна украинская диаспора. Но когда я ознакомился с содержанием этого «труда», то не понял, о какой Украине идёт речь, так как многие события описывались с совершенно другой позиции, чем та, к которой мы привыкли.

Но когда я дал почитать его жителям Центральной и Восточной Украины, то они также заявили, что совершенно не разделяют того, о чем писалось в этом «труде».

В 2001 году в Киеве было издано пособие для старшеклассников и абитуриентов «История Украины», разработанная А. Чайковским и В. Шевченко. В нём уже не было тех острых оценок, которыми было буквально напичкано предыдущее издание, хотя ряд формулировок и выводов также носили явный антироссийский характер.

Тогда на тему истории Украины я попытался поговорить с молодым киевским историком и убедился, что зачастую у нас с ним разные оценки одних и тех же событий, и мне не оставалось ничего другого, как либо признать его правоту, либо поискать истину в научном споре. Правда, был еще и третий путь — махнуть на всё рукой и разойтись, оставаясь при своих мнениях. Но выбрать этот путь я не мог по совершенно ясной причине — в память о родителях, других родных людях, которых уже в то время не было на этом свете, но память о которых напрямую была связана с историей Украины.

Сам я родился на Украине в небольшом городе Умани, куда нелёгкая офицерская судьбы занесла моего отца вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Будучи уроженцем Горьковской области, он начал эту войну в июне 1941 года западнее Тернополя, а закончил в 1944 году после взятия Киева, получив очередное ранение. Среди других его боевых наград есть и медаль «За оборону Киева». Моя мать была коренной украинкой, испытавшей на себе все ужасы войны и фашистской оккупации.

Её отец и мой дед также сражался на фронтах Великой Отечественной войны и был тяжело ранен. Сегодня всех этих людей уже нет в живых, а их могилы находятся на Украине. Мне только остаётся, приезжая в те края, низко кланяться этим надгробиям.

Первые три десятилетия моей жизни также были тесно связаны с Украиной. В Умани я окончил украинскую среднюю школу, затем — Киевское общевойсковое командное училище. С 1972 по 1979 годы служил в Закарпатье, в Хмельницком. Неоднократно бывал в Львовской, Ровенской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Винницкой, Одесской областях.

В те и в последующие годы, стремясь повидаться с родными людьми и милыми сердцу местами, я ежегодно на весь отпуск приезжал в Умань, встречался и разговаривал со многими людьми. Именно на Украине я был в августе 1991 года, нанесшем сокрушительный удар по Советскому Союзу. В сентябре того года, когда еще соблюдалась видимость целостности Вооружённых Сил СССР, я на несколько недель был направлен в командировку в родное Киевское училище, а также несколько дней провёл во Львове.

Тогда практически все украинцы даже не предполагали, что вскоре развалится Советский Союз и мы окажемся гражданами разных государств. Правда, националистическая агитация уже делала свое дело, и мне не раз приходилось слышать о том, что Украина долгие годы безвозмездно кормила неблагодарную Россию.

После образования самостоятельного Украинского государства я ежегодно продолжал в отпуск ездить туда, наблюдая постепенные перемены в настроении украинского общества в сторону усиления его национализма. Кроме того, в начале 2000-х годов, уже как историку, в процессе работы над книгой краеведческого характера, мне довелось много работать в Луганской, неоднократно бывать в Донецкой и Днепропетровской областях. И там, к большому моему сожалению, нередко были слышны слова о превосходстве украинской нации над другими, несмотря на то, что многие жители этих областей либо в своё время работали на территории Российской Федерации, либо постоянно выезжали туда на заработки.

На Украину я приезжал не только как посторонний наблюдатель. Я любил этот край, интересовался его историей. Содержанием моих поездок всегда были знакомство с историческими архивами, публикациями украинских авторов, многочисленные встречи, фотосъёмки… Результатом этой работы стали книги «Новопсков и его окрестности», «Правда об уманском побоище» и «Удар по Украине».

Были и другие большие планы… но вот грянул 2014 год… В феврале я, как и многие другие украинцы, проживавшие на территории Российской Федерации, искренне радовался победе украинского народа над коррумпированной властью Януковича. Но вскоре сильно начало смущать поведение Майдана, в котором явно были видны чья-то направляющая рука и влияние огромных денег. А затем начались события, о которых иначе как с ужасом и болью в душе говорить не приходится…

Я начал работу над данной книгой не потому, что мне захотелось принизить одну сторону и возвеличить другую, ведь, говоря об Украине и России, я всегда подразумеваю своих отца и мать, перед памятью которых я преклоняюсь.

К этой работе меня подталкивали совсем другие мысли, и главная из них заключалась в том, какими будут отношения между нашими детьми и внуками, на какой истории они будут строиться и каким богам они будут молиться?

Безусловно, ответ на этот вопрос со временем они дадут сами. Но сегодня, когда крайне сложно разобраться в огромном количестве информации и различных заявлений. Мне очень бы хотелось, чтобы во взглядах на историю Украины господствовали не сиюминутные вымыслы политиков и послушных им историков, а учитывались исторические факты, дотошно исследованные нашими предками и подтверждённые архивными материалами.


#своихнебросаем #вместесРоссией  #культурныйкодДонбасса #позывнойпобеда  #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд  #Культура