Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Поэт говорит о поэте. 6

Янв 12, 2024

Василий Дворцов о Борисе Орлове

«Нелёгкой матросской походкой…»

Борис Орлов – человек тяжёлый. Он и на физическом уровне – плотен, монолитно окатан, аккумуляторно заполнен энергетическим рассолом, готовым в любой момент ожечь ярым разрядом. И по характеру Орлов до излишнего бескомпромиссен, неудобно упрям, неотклонимо напорист. Казалось бы, вокруг такого человека должна образовываться пустота, ведь кому это надо – терпеть понятные неудобства такого общения? Тем более, если это «вокруг» – тонкокожие поэты, самомнительные прозаики и глубокопроницающие критики. Однако, всё совершенно наоборот, и уже много лет Борис Александрович Орлов является центром притяжения, неослабевающим магнитом и осью маховика большинства событий литературного сообщества Санкт-Петербурга. Четвёртый срок председательства в самом сложном и многочисленном объединении творческих личностей, с ответственностью за сохранение традиций «петербургской литературной школы» в сиюминутно меняющихся условиях, с бесконечными бытовыми проблемами и нуждами юных и старых, с тем странным искусственным обрушением авторитета писательского общественной служения, – второй срок доверия товарищей по цеху дорогого стоит и многое значит. Прежде всего, это значит, что человек на своём месте.

Почти семьдесят лет назад, 7 марта 1955 года, в деревне Живетьево Брейтовского района Ярославской области родился Борис Александрович Орлов – капитан 1-го ранга, главный редактор газеты «Литературный Петербург», председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, секретарь СП России, член Православного общества Санкт-Петербургских писателей, член Санкт-Петербургского союза журналистов, академик Петровской академии наук и искусств. Автор 17 книг стихов. Лауреат Большой литературной премии России, премий имени К. Симонова, имени В. Пикуля, Н. Гумилёва и других. Один из первых кавалеров ордена святого благоверного князя Даниила Московского, звонко утяжелённый по парадному мундиру многочисленными государственными, ведомственными и общественными медалями.

Но это всё сегодня, а когда-то, более полувека назад, в обычной для своих времён крестьянской семье – отец фронтовик, строитель и рыбак, мать – зоотехник, рос вполне обычный мальчишка. Учился, вместе с сестрой помогал рано овдовевшей матери на огороде и по хозяйству, гонял в футбол, рыбачил, собирал грибы. И много, взахлёб читал. Так что неизбежно к пятнадцати годам заболел сочинительством собственных стихов.

Отец-ветеран умер рано, что стало стимулом для поступления в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, ведь курсанты материально обеспечивались государством, и можно было более не обременять мать. После выпуска Борис направляется на Северный флот служить на атомной подводной лодке.

Что такое подлодка? Кто такой подводник? Есть ли где ещё, – разве что в спецназе в глубоком тылу врага, – такие условия выживания, где «один за всех и все за одного» было бы абсолютной естественностью, необсуждаемой реальностью? Подводники не знают половинчатости, не нуждаются в оттеночности:

Чёрная подлодка.

Чёрная вода.

Чёрная пилотка –

Красная звезда.

Именно эта спрессованность тела и духа в монолит воли, в неразличимость «хочу» и «надо», в нераздельность «приказ – выполнение», выделили молодого офицера для легендарного мастера Егора Исаева из среды «семинаристов» VII Всесоюзного совещания молодых писателей 1979 года. Исаев дал рекомендацию в Литературный институт имени Горького, взяв Бориса на свой курс. Получая «второе высшее» заочно, Орлов продолжал служить, работая корреспондентом и редактором во флотских газетах «На страже Заполярья», «Советский моряк», руководил отделом Центрального военно-морского музея, возглавлял кронштадтское ЛИТО «Путь на моря» имени Всеволода Азарова. И писал, писал, на самую главную для себя тему:

Грома, играя, чистят глотки.

На полушарии – весна.

Но в тесном корпусе подлодки

Мы – как ростки внутри зерна.

Дыханье солнца помним смутно –

Над головою сталь крепка.

Но в люк однажды хлынет утро –

И мы услышим… облака.

И всплытье – новое рожденье –

Волной ветров окатит нас.

Предстанет зыбким, как виденье,

Мир, не вместившийся в приказ.

Перестройка сотрясала СССР. Приказы уже не действовали ни в мире, ни в армии. И вот вся огромная страна ослеплённой и оглушённой подлодкой погрузилась в полную черноту:

Россия, не зная курса,

Плывёт себе наугад.

Как первый отсек от «Курска» –

Оторван Калининград.

Не просвещен, не обучен

Вовремя наш экипаж.

И по борьбе за живучесть

Не проведён инструктаж.

Гибнем в подъездах и в штреках –

Страшен кровавый след.

Но «Осмотреться в отсеках!»

Сверху команды нет.

Взрывчатка, ножи и пули –

Топит Россию братва.

Словно винты, погнулись

Курильские острова.

А тут страшной болезнью нависла смерть, на несколько месяцев придавила к койке онкологического центра. Но отступила. Не срок? На всё воля Божия, и всё неслучайно. И этот страшный опыт прямого, непосредственного прикосновения к небытию даётся человеку для самой глубинной, до незнаемого им до того, даже неподозреваемого в себе дна, для самой принципиальной переоценки себя и своего ближнего, и всего-всего дальнего. Смерть своей близостью возводит ценность жизни в бесценность. И после её касания человек себя и мир воспринимает уже необратимо иначе:

В окнах – небо. Потолок высок.

Дом большой. И сад вокруг тенистый.

На дорожках – золотой песок.

В комнатах – тепло, светло и чисто.

Вроде, всё на месте: стол, кровать,

Телевизор… Но душа не рада.

Нет иконы. Не горит лампада.

В этом доме негде помирать.

Воспринимает. Видит. И вот та самая красная звезда на фоне черноты уже не одинока, рядом с красным распахивается белое:

Красный шиповник и белые розы.

Кружат над полем сраженья вороны.

Русское воинство… Красные звёзды,

А перед ними – кресты и погоны.

То в арьергарде я, то в авангарде я.

Сон мавзолея. Сияние храма.

Красная гвардия. Белая гвардия.

Славное воинство. Русская драма.

И Родина, на самом-то деле, не такая уж стальная, сварная и клёпанная, не настолько конструктивно-плановая. И вовсе она не сегодняшняя, не кратковременная, никак не уложима она в человеческий век, так что и наступившие ныне ослепление глухота и слепота её не конечны, а очередны. Больно, слёзно, кроваво, но проходящи.

Гаснут звезды, словно угли,

На рассвете в облаках.

Угловатый город Углич

Просиял костром в веках.

Облака завиты в букли,

Чайки дремлют на песке.

Куполами древний Углич

Отражается в реке.

Замираю – всплеск ли, стук ли…

Сладкий донник видит сны.

Поднебесный город Углич –

Сердце северной страны.

Бесценность жизни – как бесконечность благодарности её Сотворителю. Каждый день – дар. И не дар, то есть, не даром даваем. Для дела, деланья. Труда. Безжалостного к себе, бескомпромиссного с миром. И потому-то уже столько лет Борис Александрович Орлов является центром притяжения, неослабевающим магнитом и осью маховика большинства событий литературного сообщества Санкт-Петербурга. Притом, что человек он тяжёлый, упрямый, но тяжесть и упрямство его – не капризы эгоиста, а продолжение естественной цельности, монолитности воли офицера-моряка, навсегда не различающего «хочу» и «надо». Но разделяющего друга и врага, разрубающего добро и зло.

Именно эта цельная напористость, монолитность в наше зыбкое, смутное и мутное, разориентированное время и делает «нелёгкость» его личности прямо необходимой для председательства в сложном и многочисленном объединении творческих личностей – с ответственностью за сохранение традиций петербургской литературной школы в бесконечных бытовых проблемах и нуждах юных и старых поэтов и прозаиков периода обрушения авторитета писательского служения. Поэты и прозаики – люди себе на уме, самодостаточные и на уговоры и пропаганду не податливые, потому доверие товарищей по литературному цеху – утверждение в председательстве союза – дорого стоит. И много значит. Прежде всего, то, что человек на своём месте. И в своём времени: в мутной нашей зыбкости с неподатливой своей убеждённостью:

Для одних Россия – в именительном,

Для других Россия – только в дательном.

Для одних Россия – существительным,

Для других Россия – прилагательным.

Разные склонения-спряжения

Всё-таки не суть, а оболочка.

И замечу не без уважения:

Есть Россия. Вот и всё. И точка.


Василий Дворцов, член Правления, генеральный директор Союза писателей России

#ПОЭТ_О_ПОЭТЕ