Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Глубокие выси. К шестидесятилетию Андрея Реброва

  • Главная
  • Даты
  • Глубокие выси. К шестидесятилетию Андрея Реброва
Июн 11, 2021

Андрей Борисович Ребров родился 1 июля 1961 года в Ленинграде, детство прошло близ Николо-Богоявленского собора, в котором, перед призывом в армию, он принял таинство крещения. С 1967 по 1981 год учился в вечерней школе, работая в ГПБ имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, на почте и т.д. После возвращения из армии трудился в Экспериментальном вычислительном центре, машинистом-кочегаром в котельной. С 1990 по 1993 посещал ЛИТО «Калинкин мост», «Содружество» и ЛИТО в ДК им. Ленсовета. Первая книга стихов «Крылица» вышла в 1991 году.

Поэт вспоминает: «В разные годы совершал паломничества по святым местам России: жил на Валааме, в Дивеево, Задонске, Оптиной пустыне, Псково-Печерском монастыре». Несколько лет А. Ребров принимал участие в поездках писателей и учёных, организованных поэтом Ю. Шестаковым, по памятным местам, к литературным, духовным и воинским святыням России – на Куликово поле, на Бородино, на Прохоровское поле и др. Прикосновение к истории Руси-России, общение с монашествующими много помогло Реброву в своём творчестве восстановить прерванную связь с традицией русской классической литературы, стоящей на фундаменте православного мировоззрения, глубже задуматься о смысле бытия.

«Путь субъективного самоутверждения в творчестве, – считает Анрей Ребров, – ведёт в духовное небытие, становится базисом “искусства ради искусства”. А это может быть чревато оскудением мыслеобразов и истощением их энергетической наполненности» (Автобиография).

Благотворно на духовное развитие поэта повлияли встречи с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым) – по благословению которого в 1990-е годы было создано Православное общество писателей, ответственным секретарём которого стал Андрей Ребров.

«Смысл творчества, – убеждён Ребров, – в служении Господу силой собственного поэтического дарования».

Ребров по своему признанию наследует духовно-нравственную традицию, восходящую к творчеству Пушкина, Тютчева. Через использование старославянских и древнерусских слов поэт пытается восстановить связь времён, цельность мировоззрения, проявить исконную связь русской поэзии с народным поэтическим творчеством и религиозным опытом наших предков: «Вдруг ощущается легко: / Что каждый стук сердечный / Созвучен поступи веков. / И верится: жизнь – вечна…»

Андрей Ребров в стихах, опубликованных в его сборниках «Выбор», «Глубокие выси», поэтически подтверждает, что Мир и Вечность – понятия не столько внешнего, космического порядка, сколько внутреннего, духовного пространства человеческой души, открытой Богу.

Религиозное мировоззрение Реброва располагается на мощном фундаменте генетической памяти, которая соприкасается и в некоторые моменты сливается с памятью исторической. Стремлением к преодолению границ тварной природы определяются творческие способности и поэтические возможности художника. В пространстве своего сердца ему удаётся совместить различные времена, и в этом «необозримом зеркале времён» он не просто видит свой род, но как будто, задаваясь целью определить личный духовно-нравственный потенциал, выносит на суд каждого, бывшего и будущего, члена этого бесконечного ряда свою жизнь: «И я как в вещем полузабытьи / Глазами внуков зрю в глаза свои, / Из глубины которых на меня / Взирают предки – горняя родня».

Поэта интересуют не только частные случаи этого родового подвига, но и подвижническое служение исторических личностей и выдающихся современников. Он исследует и отражает подвиг святости, «временной предел душой одолевая», что позволяет видеть «…в звонкой дали вековой, / Как вдоль Смоленки Ксения сияя, / Идёт в юдольной мгле по мостовой». Поэзия Реброва обладает образно-лингвистической ценностью. Его красочный, узнаваемый поэтический язык, содержащий архаичные нотки, не кажется за счёт них отяжелённым. Наоборот, в нём чувствуется новизна, облагороженная традицией. Поэт создает мощные поэтические образы, способные противостоять новой агрессивной рати «иноязычных рыков»: «Но вновь, сплочённые молитвой, / Как древнерусские войска, / Стремятся буквы вдаль листка… / И полнокровная строка – / Сродни Непрядве после битвы».

Поэтический мир автора предполагает включение в своё пространство читателя. Мир стихотворения – гармоничный, идеальный – является эталоном взаимоотношений человека с миром реальным во всех его проявлениях. При всей своей духовной насыщенности, стилистической яркости стихи поэта воспринимается естественно. Стихи Андрея Реброва, подобно живописным произведениям, имеют художественную глубину, духовную перспективу и внешнее расширение, простирающееся навстречу читателю: «Там в алтаре морозной звёздной сканью / Мерцают – утварь, стены и полы, / Там старцы, словно в гуще Мирозданья, / Творят канон, чтоб светом покаянья / Исполнить каждый квант греховной мглы / И паки, паки будут дни светлы…».

Многолетнее общение с митрополитом Константином (Горяновым), знание его историко-богословского творчества имеет для А.Б. Реброва не только духовно-просветительское значение, но является вдохновляющим. Этому свидетельствуют стихи, посвящённые выдающемуся современному пастырю, как, например, стихотворение “На брань последнюю”: «Шёл монах без устали и страха/ На армагеддонское жнивьё…/И служило посохом монаху / Пересвета древнее копьё».

Много стихов Андрей Ребров посвящает родному Санкт-Петербургу, который предстаёт в традиционных смыслах и новаторских образах. Поэзию Реброва, представленную в книге «Зоркая свеча», можно охарактеризовать понятием «синергия». Как говорит исследователь творчества Реброва доктор философских наук, профессор Александр Казин, «Высокая поэзия всегда соседствует в нашем мире с болью и верой – так и должно быть, особенно в России, где радость-страдание существования является онтологической ценой за очищение души. В замысле мирового Художника Россия есть болевая – и именно поэтому благодатная – точка бытия. Хорошо, что в наше апокалипсическое, по многим признакам, время ещё находятся люди, готовые принять в своё писательское (словесное) дело – свет с Востока и нести его дальше… Таков поэт Андрей Ребров».  

Ряд лирических стихов Реброва был положен на музыку. Некоторые произведения переведены на китайский, сербский и другие языки.

Андрей Борисович Ребров – член Союза писателей России с 1994 года, секретарь СП России; член Высшего творческого Совета Союза писателей Союзного государства (России-Белоруссии); член Совета Собора Православной интеллигенции; главный редактор журнала «Родная Ладога»…

Валентина Ефимовская