Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Михаил Анчаров. 11 июля

Июл 12, 2024

11 июля – День памяти Михаила Леонидовича Анчарова – поэта, прозаика, сценариста, драматурга, художника, основателя жанра авторской песни.

Он родился в Москве 28 марта 1923 года в семье инженера-конструктора Леонида Михайловича и преподавателя немецкого языка Евгении Исаевны. Семья развивала творческие способности в сыне: в детстве Миша ходил в музыкальную школу и изостудию. Ему исполнилось всего четырнадцать, когда он начал сочинять песни, тогда ещё не на собственные стихи, а на строки Александра Грина, Веры Инбер и Бориса Корнилова.

В июле 1941 года 18-летний Михаил пришёл в райвоенкомат с просьбой зачислить его добровольцем на фронт, но был направлен на учёбу в Военный институт иностранных языков Красной армии, который окончил в 1944 году, овладев китайским и японским языками. Младший лейтенант Анчаров был направлен в одну из частей ВДВ на Дальневосточный фронт, участвовал в боевых действиях в Манчжурии. За личное мужество получил орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени.

Ещё во время войны он стал писать и исполнять на гитаре свои песни: «Баллада о парашютах», «Баллада о танке Т-34, который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте», «Белый туман», «Большая апрельская баллада», «Песня о Красоте», «Песня о России», «Песня об истине»… Песню «Стою на полустаночке», которую многие до сих пор считают народной, тоже написал Михаил Анчаров в соавторстве с композитором И. Катаевым.

Стою на полустаночке

В цветастом полушалочке,

А мимо пролетают поезда.

А рельсы-то, как водится,

У горизонта сходятся.

Где ж вы, мои весенние года?

Конечно, основная тематика песен поэта-фронтовика связана с войной. Особенно пронзительны такие произведения как «Сорок первый» или «Песня про низкорослого человека, остановившего ночью девушку возле метро “Электрозаводская» – о фронтовике, потерявшем обе ноги:

Дома, как в детстве, мать

Поднимет меня на кровать…

Кто придумал войну,

Ноги б тому оторвать!

В 1947 году Анчаров поступил на художественное отделение во ВГИК, но влюбился и перешёл в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, где училась его девушка. Стал художником, его портреты ценили и обсуждали специалисты. Тогда же он обучался и на курсах киносценаристов. В 1956-1959 годах работает сценаристом в мастерской при Сценарной студии Управления по производству фильмов Министерства культуры СССР, затем уходит в «свободное плавание». Он – автор сценариев к семи фильмам, в том числе к одному из первых отечественных телесериалов «День за днём» (17 серий), показанному по телевидению в 1971-1972 годах. В каждой серии звучала песня М. Анчарова в исполнении Нины Сазоновой: “Ты припомни Россия”, “Кап-кап”, “Стою на полустаночке”. Последнюю песню позже исполняла Валентина Толкунова.

Анчаров был первым советским бардом. Правда, тогда такого слова ещё не было. Он называл свои песни «менестрельными». Они появились раньше песен Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, но поскольку они родились в “домагнитофонное” время, мы услышали их не сразу… Анчаров в этом смысле опередил время и звуковые технологии. Он вспоминал: «Всё, что я написал, было из уст в уста… Окуджава, появившись, оценил преимущества магнитофона. Он записался, и всё пошло». В 1960-е Анчаров много выступает. Его начинают узнавать, приглашают на студенческие вечера в Москве и Ленинграде. Появляются домашние магнитофонные записи, которые разлетаются по Союзу. Сохранилось до обидного мало. Среди уцелевших записей можно найти квартирник с участием Высоцкого и Анчарова 1965 года. Несмотря на значительную разницу в возрасте, барды дружили. Высоцкий считал Анчарова своим учителем, отдавал должное таланту старшего товарища и сохранял с ним тёплые, доверительные отношения до конца своих дней. Анчаров, в свою очередь, называл Высоцкого настоящим мастером, который «всё, что касалось песен, понимал с полуслова, его ничему не надо было учить – достаточно было сказать, что у него хорошо получается; а всё остальное он понимал сам – это свойство больших художников».

Помимо многочисленных стихов и песен Анчаров писал прозу, публиковался в литературных журналах. Первые книги – «Теория невероятности» и «Золотой дождь» – вышли в 1965 году. Потом были «Этот синий апрель», «Самшитовый лес», «Как птица Гаруда», «Сода-солнце», «Записки странствующего энтузиаста» и другие.

В 1966 году Анчаров был принят в Союз писателей СССР.

Его творчество разнообразно по форме, но внутри, как стержень, всегда личность автора. Все его работы объединял единый авторский стиль, шероховатый, как будто нарочно не отшлифованный, не доведённый до идеала. Его современники говорили, что если бы импрессионизма не было к началу его творческой карьеры, то Анчаров бы его изобрёл. Нейтральные детали своих образов он просто опускал, получался набросок, в котором не было ничего лишнего, очень точный и, вместе с тем, как будто неполный, не дописанный. Анчарова не интересовали слава и известность, он не хотел быть лучше кого-то. Единственным его соперником в искусстве был он сам: «Мне в основном нужен контакт с бумагой и два-три человека. Проверил и пошёл дальше» – так он всегда и поступал, изобретал новый музыкальный жанр, новую технику рисунка, новое течение литературы и когда понимал, что получается, шёл дальше, чтобы успеть изобрести ещё что-то…

Искренность, порядочность, вера в светлые идеалы делали Михаила Леонидовича Анчарова молодым до самой последней минуты. О себе, о своём поколении он писал: «Мы – сапёры столетья!» и «Мы не поздно пришли и не рано».

Михаил Леонидович Анчаров скончался 11 июля 1990 года. Похоронен на Новом Донском кладбище в Москве.


Авторский Проект #ИМЕНАиДАТЫ Елизаветы Хаплановой, секретаря Союза писателей России