Обзор журнала «Подъём» (№ 4, 2025 год)
Апрельский выпуск журнала «Подъём» открывается рассказом Геннадия Петренко «Бархан», в котором воссоздана атмосфера боевых действий в прифронтовой зоне СВО. Раненый десантник, последний из штурмовой группы оставшийся в живых, ползёт к своим, не в силах опереться на ноги, посечённые минными осколками. Расстояние и время растягиваются, и ад войны становится, кажется, непереносимым.
В повести «Жар-птица» Василия Воронова (Ростовская область) лёгкими сатирическими штрихами изображена подкладка современной власти в глубинке. Нашего современника трудно удивить диковинными характерами и типажами. Потому главной драгоценностью повести стоит счесть язык произведения – яркий и точный, в духе гоголевской традиции соединяющий в себе картинку и её скрытый смысл.
«Путь в бездну» – так называется сюжет Петра Алёшкина (Москва), более похожий на киносценарий, нежели на привычные страницы прозы. В Швейцарии вокруг эксперимента на Большом адронном коллайдере разворачивается борьба тайных спецслужб: речь идёт о власти над миром. Самовлюблённый интеллект пытается погубить планету и человечество, и не случайно фоном современных событий становятся эпизоды древнего строительства Вавилонской башни.
Рассказы Михаила Рябушкина, кажется, взяты из самой жизни: мальчик, собравшийся на войну к мобилизованному отцу; нежданно-негаданно появившийся в лесу молодой конь, проживший в деревенском хозяйстве лето и в начале осени вновь убежавший в чащу. В этих историях детское доверие миру соединяется с сельским укладом, и кажется, что старая русская община, полузабытая, исподволь напоминает о себе.
Поэтический раздел журнала знакомит читателя с лирикой Николая Беседина (Москва) и Геннадия Ёмкина (Саров), Дианы Кан (Оренбург) и Александра Раевского (Новокузнецк), Ольги Олейник и Риты Одиноковой, Евгения Эрастова (Нижний Новгород).
Воспоминания Владимира Крупина (Москва) посвящены лучшим писателям-традиционалистам – Василию Белову, Валентину Распутину, Фёдору Абрамову, Виктору Лихоносову, Владимиру Солоухину, Виктору Астафьеву, Анатолию Гребневу, Юрию Кузнецову. В череде небольших мемуарных заметок лейтмотивом становится одухотворённость художника, православная вера, чистота помыслов.
Историко-документальный очерк Николая Комолова приурочен к 300-летию Воронежской губернии и даёт развёрнутую картину государственного устройства региона, его экономической и социальной основы, культурной и научной жизни на протяжении трёх последних веков. В работе «География памяти» Сергея Попова представлено отражение Великой Отечественной войны в современной топонимии – в названиях улиц и площадей Воронежа и Волгограда, легендарных мест и зданий, примечательных объектов природного ландшафта.
В литературно-критическом эссе Людмилы Воробьёвой (Минск) во всём многообразии предстаёт художественный мир прозы и стихотворений Василия Килякова, которого часто называют творческим наследником Василия Шукшина.
Мария Бушуева (Москва) рецензирует футуристические романы столичного прозаика Юрия Козлова. О трагической судьбе замечательной русской певицы Анастасии Вяльцевой рассказывает в очерке «Душа и песня» Нина Ягодинцева (Челябинск). Жизнь и творческий путь писательницы Елизаветы Милицыной – в центре материала Руслана Солопенко. Выставка графики белгородского художника Станислава Косенкова на темы произведений Ф.М. Достоевского проходила летом 2024 года в Петербурге в музее писателя, – об этом событии пишет Станислав Минаков (Белгород).
К образу великой княгини Московской Софьи Палеолог, которую историки часто называют «матерью Третьего Рима», в материале, подготовленном для детского восприятия, обращается Полина Девуцкая.
На журнальной вклейке размещены репродукции живописи преподавателя Воронежского художественного училища Александра Трохова. Городские и природные пейзажи, лето и зима, небольшие фигурки людей на фоне голубятни и заснеженной деревенской улицы; на подоконнике – белое пятно птицы, изображённой крупным мазком кисти… В этих сюжетах таится созерцательное отношение художника к миру. И совсем не случайно журнальный вернисаж получил название «Открытые дали».
Вячеслав Лютый




