Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Владимир Маяковский. 19 июля

Июл 19, 2024

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?..


19 июля 1893 года в селе Багдати Кутаисской губернии родился Владимир Владимирович Маяковский.

Его отец происходил из запорожских казаков, прадед был полковым есаулом Черноморских войск, что дало ему право получить звание дворянина. Мать была дочерью капитана Кубанского пехотного полка. Первым языком Маяковского был грузинский, что очень подвело его при поступлении в гимназию.

«Что такое око?» – спросил его батюшка. По-грузински это означало три фунта. Маяковский так и ответил. Оказалось, что «око» – это глаз. «Из-за этого чуть не провалился, – писал Маяковский в автобиографии. – Поэтому возненавидел сразу всё древнее, всё церковное и всё славянское. Возможно, отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм»…

Маяковский учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда в 1906 году после смерти отца переехал вместе с матерью и сестрами. Отец, уколовшись иголкой, умер от гангрены, после чего Владимир до конца жизни страдал бактеориофобией (носил в кармане мыльницу и мыл руки после каждого рукопожатия, боялся булавок, в парикмахерской требовал полной дезинфекции).

В Москве юный Маяковский познакомился со студентами-большевиками. В 1908 году он бросает гимназию и вступает в РСДРП, чтобы заняться революционной борьбой. Неоднократно подвергается арестам. В 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы, перечитав символистов и классиков, и решив, что может лучше, Маяковский начинает писать стихи…

Литературный опыт тюрьмы заставил его сделать две решительные вещи: выйти из партии и начать серьёзно учиться. В 1911 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Именно там он примыкает к группе кубофутуристов, демонстрирующих протест против устоев общества. Первое опубликованное стихотворение «Ночь» появилось в 1912 году в футуристическом сборнике «Пощёчина общественному вкусу». За участие в литературных выступлениях футуристов молодой поэт был исключён из училища.

В 1915-1917 годах он был призван в Петроградскую Военно-автомобильную школу, где служил чертёжником и где в 1917 году был награждён медалью «За усердие». В этот период он заканчивает работу над поэмой «Облако в штанах», которая имела большой успех.

В день Октябрьской революции 1917 года Маяковский был в Смольном, где находился штаб восстания. Он был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время были опубликованы «Наш марш», «Ода революции», а к первой годовщине октябрьского переворота – пьеса «Мистерия-Буфф», поставленная в театре самим автором (Маяковский участвовал и в создании костюмов и декораций, и исполнил несколько ролей).

С октября 1919 года по февраль 1922 года поэт активно сотрудничал с РОСТА (Российское телеграфное агентство), работая над текстами и рисунками для «Окон сатиры». Им были сделаны рисунки для 400 с лишним плакатов и для более 600 плакатов написаны тексты.

Наряду с литературной деятельностью Маяковский работал в кино. Он написал сценарии к кинолентам «Погоня за славой» (1913), «Закованная фильмой» (1918), «Не для денег родившийся» (1918), «На фронт» (1920), «Трое» (1928), «Октябрюхов и Декабрюхов» (1928). В фильме «Барышня и хулиган» (1918) Маяковский выступил как режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Также он сыграл демона в короткометражном фильме «Драма в кабаре футуристов № 13» (1914), исполнил главные роли в картинах «Закованная фильмой» и «Не для денег родившийся». Поэт ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник.

В 1925-м Маяковский совершил длительное путешествие за рубеж, посетил Гавану, Мехико, США, где выступал с докладами и чтением своих стихов. В последующие годы он активно сотрудничал с «Известиями», «Комсомольской правдой». Его произведения появлялись в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк». Помимо этого, Маяковский писал сатирические пьесы, которые были поставлены в театре Мейерхольдом.

В феврале 1930 года, выйдя из состава РЕФа (Революционный фронт искусства), Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Многие из литературных соратников порвали с поэтом отношения. В эти же дни открылась выставка «20 лет работы Маяковского». Её проигнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по РЕФу. Без успеха прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп». В начале апреля 1930 года из свёрстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». Вот как вспоминала об этом поэт Ольга Берггольц: «Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперёд, словно ожидая кого-то очень дорогого и всё более убеждаясь, что этот дорогой человек не придёт».

Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой поэта. Стоит отметить, что многие воспринимают поэзию Маяковского через призму агитационных стихотворений на политические темы, в то время как он писал удивительно проникновенную любовную лирику. Став «литературным лицом революции», поэт был при этом потрясающим лириком, которого последующим поколениям ещё предстоит открывать…

…Allo!

Кто говорит?

Мама?

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Скажите сёстрам, Люде и Оле, –

уже некуда деться.

                                   («Облако в штанах»)

…Я люблю! Потревоженные птицы

Взметнутся в перламутровое небо.

Как же глупо молчать об этом,

Ощущая себя Тебя частицей!

Я люблю! Об улицы города

Тысячекратно отразится,

Срезонирует завистливое эхо.

Так вот оно какое, сверхчувство,

Охватившее сверхчеловека!

Вызывайте скорую, пожарных, милицию!

Хватайте, лечите, тушите… Слышите?

Я Люблю!

                                    («Я люблю»)

…И в пролёт не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и су́етных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг…

                                               («Лилечке»)

14 апреля 1930 года в 10 часов 17 минут в Лубянском проезде Москвы прозвучал выстрел… Выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой поэт Владимир Маяковский.

Из предсмертной записки:

«Как говорят –

«инцидент исперчен»,

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчёте

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский».


Авторский Проект #ИМЕНАиДАТЫ Елизаветы Хаплановой, секретаря Союза писателей России