Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на официальный сайт Союза писателей России!

Всероссийские чтения «Дни Достоевского»

На портале медийной платформы «GLOBAL ORTHODOX» опубликована информация о завершившихся Днях Достоевского 2021 года. Из-за эпидемиологической обстановки намеченные в этом году торжества прошли в сокращённом формате.


Завершились всероссийские чтения «Дни Достоевского на Переславской земле»

В Переславле-Залесском прошли Всероссийские чтения «Дни Достоевского на Переславской земле», посвящённые 200-летию великого классика русской литературы. На конференцию в Никольский женский монастырь съехались литературоведы, писатели, священники, университетские профессора.

Чтения открылись торжественной литией у памятника Достоевскому, который недавно установили на площади перед Никольским женским монастырем. Идея установки мемориала принадлежит игумении монастыря Евстолии (Афониной), автором стал скульптор Сергей Бычков. По замыслу игумении Евстолии памятник должен был показывать, «как через произведения Достоевского возрождается душа».

На круглом столе «Современность и со-вечность в творчестве Достоевского» обсуждали, как присутствуют идеи Достоевского в современном обществе. Председателем дискуссии выступил епископ Переславский и Угличский Феоктист. В своём вступительном слове епископ Феоктист сказал: «Что такое православие? Юрисдикция, традиция, сумма вероучений? Я думаю, что по своей сути, православие – это единственно верный способ чтения Евангелия».

О Евангелии в творчестве Достоевского говорила в своём докладе Валентина Васильевна Борисова, доктор филологических наук из Москвы. «Творчество Достоевского – это проповедь. Но не богословская проповедь, а художественное слово. Сквозь призму его текстов мы постигаем смысл того, что было сказано Христом» – подчеркнула Валентина Борисова.

Николай Алексеевич Лобастов, учитель русского языка и литературы из Нижегородской области рассказал о том, как именно Достоевский понимал учение Евангелия: «Не проявления всего грешного страшился Достоевский, но духовной спячки, лукавой и лицемерной нейтральности. Достоевский не терпел «среднего человека», неподвижно застывшего на готовых правилах».

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского университета Владимир Захаров отметил, что «Достоевский отрицательно относился к гуманизму, считал его «человеколюбием без Христа». Для Достоевского быть гуманистом мало, нужно быть христианином».

О том, что для Достоевского значит христианство Владимир Захаров рассказал так: «У Достоевского все слова стремятся к Богу. У него идеал всегда – Христос. Христос – мера всех вещей».

Александр Васильевич Моторин, доктор филологических наук, профессор, Новгородского государственного университета рассказал о том, как Достоевский видел историческую роль русского народа: «Одна из основных идей Достоевского – мир спасается и будет спасаться через Россию и русский народ. В судьбе и характере русского народа проявилась удивительная способность уподобляться Христу в его жертвенном служении людям. Русский народ может жертвовать своим земным благополучием ради других народов, это повторяется вновь и вновь в кризисные эпохи».

Не только русский народ, по мнению участников дискуссии, взял на себя все грехи мира, но и сам Достоевский принял символическую ответственность перед Христом за грехи человечества. Это отметила Ирина Владимировна Дергачева, доктор филологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Священник Владимир Мартышин, старший преподаватель педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, рассказал о том, как в произведениях Достоевского отражается жизнь христианской семьи. «Жизнь семьи, описанная в его романах, полностью освящена во всех проявлениях. Для героев Достоевского очень важны нравственные устои православной семьи: честь, достоинство, репутация» – отметил отец Владимир.

Священник Евгений Ефремов, клирик Никольского женского монастыря, предложил рассматривать романы «Идиот» и «Братья Карамазовы» как дилогию, в которой главной темой служит образ святого, проповедующего детям. «В финале романа «Братья Карамазовы» звучат литургические интонации, – подчеркнул отец Евгений. – Достоевский здесь поднимается на вневременную высоту».

О природе зла в произведениях Достоевского рассказал протоиерей Александр Смирнов, клирик Никольского монастыря: «Любовь предполагает свободу, а свобода – это, в том числе, и отрицание Творца. Именно в такой бесконечной степени свободы появляется возможность зла – зла, как отсутствия Бога».

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления Союза писателей России, посвятил своё выступление противоречивому облику Достоевского в мировой культуре. Он подчеркнул: «20 июня 1880 года вечные евангельские смыслы получили новую озвучку – они воспроизводились на языке интеллигенции, либеральничающей, алчущей революций интеллигенции. Которая уже не говорила, то есть, не мыслила языком церкви, уже не понимала, не слышала языка своей родовой русской святости. «Пушкинскую речь» можно и нужно рассматривать как пророчество о грядущей русской литературе ХХ века – литературе «христианства под спудом», советской литературе. Разговор о мужском творческом поиске и женском канонном хранении в народном духе – изложение догмата Троицы в литературно-художественных образах нужно признать прообразом русской литературы советского периода. Так о Божественном промысле, о смысле бытия говорили Шолохов, Леонов, Солоухин, Абрамов, Распутин, Бородин. С учётом того, что каждое новое советское поколение всё менее осознанно, всё более интуитивно исповедовало Заповеди Христовы…»

В завершение встречи епископ Переславский Феоктист отметил, что Достоевский в своих произведениях не упрощает Евангелие, а показывает его как оно есть – бесконечно сложным для человека. «Исповедовать православие бесконечно сложно, потому что мы все люди и нам нужны понятные, строгие, ясные схемы, а схем – нет. Мы начинаем их выдумывать, но тогда мы уходим от православия» – сказал епископ Феоктист.

«Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы, исследуя творчество Достоевского, живя его образами, которые навсегда вошли в русскую культуру, мы помнили о его евангельской сложности, которую невозможно устранить», – такими словами епископа Феоктиста завершилась дискуссия в Никольском монастыре.


Оригинал публикации: https://gorthodox.com/news-item/zavershilis-vserossijskie-chteniya-dni-dostoevskogo-na-pereslavskoj-zemle