Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Коломна литературная

Решением секретариата Союза писателей России от 16 марта 2021 года, за заслуги перед отечественной культурой, русской литературой, за сохранение единого литературного пространства России Почётное звание «Литературный город России» присвоено городу Коломна Московской области.

Предлагаем вниманию статью Виктора Мельникова, главного редактора «Коломенского альманаха», опубликованную на сайте «День литературы».


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГОРОД

Четверть века «Коломенскому альманаху»

Четверть века… Не только для любого из нас, но и для всей страны – срок заметный. Достаточно вспомнить, «чему свидетели мы были», начиная с 1997 года! Некогда великая империя агонизировала, а компания «странных» провинциальных сочинителей, вместо того, чтобы взять тележку и отправиться на рынок торговать турецким товаром, решилась выпускать… литературный альманах!

Вы и представить себе не можете, любезный читатель, сколько насмешек и ехидных замечаний пришлось выслушать нам по этому поводу!

До сих пор не могу понять, что заставило нас тогда взяться за это, казалось бы, безнадёжное дело. Может быть то, что ровно тридцать лет назад я приехал в Коломну и очень быстро превратился… в коломенца. Есть что-то в здешнем воздухе, что делает чужаков «своими в доску». И как тут не помянуть добрым словом моих новых друзей и коллег? А среди них первое место занял, конечно же, писатель Валерий Королёв, который ввёл меня в здешний литературный мир.

Грустный парадокс: Королёва не стало совсем незадолго до того, как мне и собратьям по литературному цеху пришла в голову мысль об издании «Коломенского альманаха»… Но на протяжении многих лет его повести и рассказы определяли характер и стиль нашей прозы.

Каким-то чудом удалось собрать средства на первый выпуск альманаха. Сейчас он издаётся в Коломне, а начало его состоялось в столице, в издательстве «Советский спорт». Именно там нам тогда помогли сформировать внешний образ книги, использовав фотографию Юрия Колесникова: Маринкина башня и птица, вылетевшая из её бойницы… Самый известный коломенский миф… И, словно вдохновляясь им, книга отправилась в волшебный полёт во времени и пространстве.

Со второго номера на много-много лет альманах приютил журнал «Москва», помогая нам создавать красивые, умные содержательные тома, наполненные произведениями талантливых авторов.

Честно говоря, мы не осмеливались думать о продолжении. Но профессор К.Г. Петросов, выступая на презентации альманаха в Доме Озерова, сопроводил литературоведческий обзор сборника неожиданным и категорическим утверждением: необходимо продолжить начатое дело!

Раз уж зашла речь о Константине Григорьевиче, то надо вспомнить и его, и тех, кто вместе с ним оказал огромную помощь в становлении сборника. К.Г. Петросов заново открыл историю удивительного литературного сообщества Черкизова и Старков. Благодаря ему были заново явлены полузабытые имена талантливых поэтов – Веры Меркурьевой и Александра Кочеткова, стало особенно близким для коломенцев наследие Анны Ахматовой и Сергея Шервинского. Константин Григорьевич отыскал и привёл в альманах многих авторов. И на первых порах помогал нам формировать раздел «Поэзия». Помню, когда мы обсуждали идею альманаха, он сказал: «У вас всё получится!»

В значительной степени с его лёгкой руки в круг наших друзей вошёл и Александр Петрович Ауэр – ведущий исследователь творчества Пильняка. А значит, и Пильняк вернулся в Коломну! И не просто как большой писатель, но и как неотъемлемая часть огромного духовного явления.

Профессор В.А. Викторович недавно опубликовал в «Библиотечке «Коломенского альманаха» монографию «Коломенский текст». И вряд ли у кого получится раскрыть это понятие лучше, чем это сделал Владимир Александрович. Ясно, что основу литературного образа «Душа Города» заложили три имени: Лажечников, Гиляров-Платонов, Пильняк. Именно они превратили пространство Старого Города в фантастический миф, населили его улицы и дома тенями литературных героев. Это – сердцевина «коломенского текста». Но если охватить мысленным взором его общий объём, то во всём величии предстаёт громадность этого духовного явления. Начинаешь понимать скрытую логику нашего культурного процесса, взаимосвязь ныне живущих творцов с их предками, ведь удивительное облако художественных образов и смыслов, которое филологи именуют «Коломенским текстом» или «Душой города» таится во многовековой истории Коломны.

Существует устная летопись, мощный пласт народных преданий, часть которых собрана Н.Д. Иванчиным-Писаревым в его «Прогулке по древнему Коломенскому уезду», которую мы недавно опубликовали вновь. Потом они отразятся в прозе и Гилярова, и Пильняка.

Но были ещё тексты летописей и археологические сокровища. И конечно же, славная «Задонщина» и другие памятники средневековой коломенской литературы.

Надо отметить, что самый ярчайший портрет Коломны середины XVII века создал о. Павел Алеппский. Одного этого уже достаточно, чтобы с достоинством войти в историю русской литературы.

Но ведь был ещё «Осьмнадцатый век»! Историки: солидный Миллер и великий Карамзин, знаменитый просветитель и насмешливый журналист Новиков – все они внесли свой вклад, свои страницы в «коломенский текст».

На рубеже ХVIII-XIX веков коломенцы касаются, если так можно выразиться, «вселенского текста». Из Коломенской Духовной семинарии вышли выдающиеся духовные деятели. Это великий иерарх, небесный покровитель Коломны, святитель Филарет, благодаря которому появился русский перевод Священного Писания. Он сам участвовал в этом грандиозном деле, переложив на современный язык таинственное Евангелие от Иоанна. А однокашник и собрат Московского и Коломенского владыки Моисей, экзарх Грузии, перевёл Евангелие от Луки. Поразительный факт! Россия во второй половине XIX века заново открыла для себя Писание, и коломенцы, как справедливо заметил поэт, историк, литературовед Роман Славацкий, имели к этому самое непосредственное отношение! Странно, что мы почти ничего не знаем об этом деянии, хотя его значение в культурной жизни Руси невозможно переоценить.

Что говорить о Лажечникове и Гилярове! Они определили художественный образ Коломны на всё XIX столетие. Их тексты (особенно – Лажечникова) сыграли ключевую роль в развитии «Коломенского альманаха». Из номера в номер переходит раздел «Мир Лажечникова», где публикуется и творческое наследие писателя, и научные материалы, ему посвящённые.

Мало кто знает, что в родстве с Гиляровыми был великий драматург А.Н. Островский. Его московские пьесы отмечены коломенским колоритом, что не удивительно. Он бывал в нашем крае, встречался с близкими, собирал местный фольклор…

А многие ли знают, что в Коломенском уезде, пусть и недолго, побывал Гоголь? И многие ли сегодня помнят Д.В. Григоровича, имя которого гремело в позапрошлом веке и рассказы которого связаны с окрестностями города? Кстати, именно Григорович открыл России Достоевского. А сам Фёдор Михайлович неоднократно бывал в Коломне проездом в Зарайскую землю – в любимое имение Даровое.

Не коломенский ли воздух шептал им всем нужные слова, навевал сюжеты, дарил мощь пера и страсть сочинительства, рождал образы, заставлял обращаться взором к всегда неожиданному, расцвеченному изумительными красками коломенскому небу с его Господином?

И все эти полузабытые истории вновь воскресли в нашей памяти и нашли достойное место на страницах коломенского ежегодника.

Так сложилось, что уже с первых номеров материалы стали точно сами собой укладываться по рубрикам.

«Духовная нива»… Под таким заголовком не раз публиковались в альманахе очерки по истории коломенских святынь. Наши иконы – и средневековые, и современные воспроизведены в прекрасных цветных вкладках.

«Родимая сторона», «Наше наследие», «Беседы о литературе». Здесь концентрируются самые, может быть, выигрышные произведения: краеведческие материалы, исследования, посвящённые Прошлому.

И тут хотелось бы поразмышлять о той стороне нашей литературной жизни, которая до сих пор отчасти остаётся «в тени». Дело в том, что «коломенский текст» материален! Он может воплощаться и действительно воплощается в конкретные вещи.

Разве сам «Коломенский альманах», все эти двадцать пять номеров, не стал частью этого текста? На его страницах наши современники встречаются с образами Прошлого. А литературные музеи города, тот же Дом Лажечникова, или музеи, посвящённые воспетой Лажечниковым и Пильняком коломенской пастиле? Экспозиции, посвящённые Пильняку, Королёву, Александру Кирсанову, мемориальный зал в «Шервинской школе», повествующий о поэтах «Черкизовского круга», «Ахматовская тропа» – уникальный туристический маршрут по Старой Коломне – всё это зримо и осязаемо, является культурным достоянием города.

А грандиозный проект «Коломенский Арбат», возникший благодаря творческому подвигу краеведа и сподвижника Аркадия Арзуманова? Он превратил наш старинный Посад в настоящий музей под открытым небом! Десятки мемориальных досок и текстов стали своего рода мраморным «этикетажем» для здешних улиц; прежде немые дома заговорили! Немалую роль в реализации этого проекта сыграл Роман Славацкий, да и многие другие участники альманаха внесли свою лепту в оживление Арбата. Получается, что Старая Коломна и её живой литературный образ неразрывно связаны, они вместе развиваются, проникая друг в друга!

Но «коломенский текст» имеет и живописное воплощение. Он отразился в исторических картинах и портретах заслуженного художника России Геннадия Сорогина, в пейзажах Народного художника, академика живописи Михаила Абакумова. Невозможно перечислить всех мастеров, чьи полотна украсили страницы альманаха! Хотя особое слово нужно сказать об ушедшем от нас в прошлом году Евгении Гринине. На протяжении нескольких лет Евгений помогал поддерживать на достойном уровне художественный образ ежегодника. Воспроизведённая на корешке обложки «Батыева печать» – древний символ города – это его работа…

На страницах нашего альманаха вы увидите чудесные заставки, обрамляющие каждый раздел волшебным узорчатым кружевом. Это графика Василины Королёвой. Дочь нашего вдохновителя и друга, Валерия Королёва, она продолжает талант отца, но в другой ипостаси. Например, в тех же изумительных заставках, наполненных жизнью, воздухом и красотой.

Поэзия и живопись таинственно связаны между собой… Достаточно вспомнить великолепные графические циклы Василины Королёвой к поэтическим книгам Романа Славацкого («Ковёр», «Амфора»). С этим же стихотворцем сотрудничал коломенский живописец Павел Зеленецкий. А совсем недавно Роман и коломенский художник Владислав Татаринов издали уникальный альбом – «Итальянские этюды». На 24 пейзажа Влада были написаны Славацким 24 прекрасных сонета.

Внимательный читатель, наверно, давно обратил внимание, что раздел «Поэзия» всегда открывается со стихов Романа Славацкого – это дань большому коломенскому поэту. Его роль в современной культурной жизни Коломны трудно переоценить. Благодаря ему Коломна стала своего рода «столицей» русского сонета. Роман Вадимович возглавил коломенское отделение Международного научно-творческого семинара «Школа Сонета».  Именно Роман Славацкий стал создателем новой формы этого старинного канона – «коломенского сонета». Вокруг нашего города объединяются десятки и десятки авторов, работающих в жанре, который насчитывает уже 800 лет. Новый канон получил широкую известность на просторах Русского мира. Десятки авторов сочиняют стихи в этом стиле – от Челябинска и Красноярска до Риги. В 2020-м у нас прошёл Всероссийский открытый конкурс «Хвала Сонету!», в котором приняли участие более сотни авторов из России и Зарубежья (в том числе, из Белоруссии, Казахстана, Израиля). Итоги конкурса были подведены в августе на торжественной встрече, на которую собрались делегации из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода. Тогда же состоялась презентация изданного в столице сборника «Коломенский сонет».

 Разумеется, коломенское поэтическое движение, имеющее долгую историю, не исчерпывается одним автором или направлением. И сегодня поэтическую летопись продолжают наши талантливые современники. Вспоминается мощь Олега Кочеткова, проникновенный лиризм Татьяны Башкировой, тонкое письмо Михаила Мещерякова, ирония Евгения Кирсанова. Да разве всех перечислишь! На смену «старикам» приходит новое поколение, например, Ксения Нагайцева и Наталья Красюкова. И уже есть совсем молодые поэты – та же Марта Ломако.

Поэзия – кислород литературы. Именно стихи наполняют особенной жизнью пространство «Коломенского альманаха».

И ещё – Память. Мы снова и снова обращаемся к своим духовным предкам, публикуем на своих страницах незаслуженно подзабытые тексты, воскрешаем воспоминания.

В ХХ веке в Коломенском крае подолгу жили или бывали в гостях С. Шервинский, А. Ахматова, А. Кочетков, С. Есенин, Б. Пастернак, А. Куприн, А. Чаянов, А.Н. Толстой, М. Цветаева, Н. Заболоцкий и многие другие мастера слова. И каждый из них внёс в таинственные свитки «коломенского текста» свои строки – неповторимый отпечаток своей личности.

Я уже говорил о традиции здешних преданий. Для одного из наших земляков – это особенно характерно. Грандиозный образ мифической Коломны создал автор первого советского романа «Голый год», первый руководитель Всероссийского Союза писателей (до 1929 г.) Борис Пильняк. Романы «Машины и волки», «Волга впадает в Каспийское море» стали коломенской классикой. В 1938 году Пильняк пал жертвой незаконных репрессий. Но память о нём бережно сохраняется. Регулярно проходят Пильняковские чтения, на которые съезжаются учёные-филологи не только из России, но также из дальнего Зарубежья. В 2020 году состоялись уже Десятые Пильняковские чтения. Сохранился и Дом Пильняка.

«Коломенский альманах» не только погружён в историю – он стал неотъемлемой частью современности. В 2007 году Коломну провозгласили столицей Всероссийского Дня славянской письменности и культуры. Свидетельством этого грандиозного праздника стал памятник святым просветителям Кириллу и Мефодию, установленный в эти дни на Соборной площади Коломенского кремля. Не случайно мы поместили фотографию этой скульптуры на страницах ежегодника. Пусть историки, взглянув на снимок через несколько десятков лет, вспомнят о знаменательном празднике!

Благодаря альманаху в городе появилось и активно работает Творческое объединение профессиональных писателей Коломны. Ежемесячно наше «братство» собирается в Усадьбе Лажечникова, чтобы обсудить литературные новости, обменяться творческими планами. В этих встречах принимают участие не только коломенцы, но и коллеги по Творческому объединению из Москвы и Подмосковья.

Читатель, который регулярно встречается с ежегодником, легко заметит, что мы не замыкаемся в узких рамках своего города. Под обложкой сборника находится место и прославленным российским литераторам, и авторам из самых разных уголков необъятной России. В юбилейном номере, в частности, публикуется повесть «живого классика» отечественной словесности – Владимира Крупина.

Вот уже лет двадцать, как в Коломне продолжается настоящий «издательский бум». Каждый год в городе выходит не менее десятка новых книг поэзии и прозы, проводятся литературные презентации в культурных центрах и библиотеках.

Ежегодно в Коломенском кремле проходит Поэтический марафон, на котором несколько часов подряд литераторы, артисты, любители поэзии читают стихи классиков и современников.

Коломна стала региональным центром, привлекая к сотрудничеству коллег из соседних районов: Воскресенска, Озёр, Луховиц, Зарайска. Последний особенно характерен, учитывая огромную помощь, которую коломенский ГСГУ оказывает возрождению имения Достоевских – Дарового.

В интернете ведётся портал «Коломенский текст» – электронная библиотека, собрание художественных, исторических, литературоведческих произведений, посвящённых Коломне. Публикуется серия книг «Коломенский текст» (вышел в свет уже четвёртый выпуск).

За минувшие двадцать пять лет литературная жизнь Коломны разительно изменилась. Сонная провинция, в которой огонёк настоящей культуры еле теплился, превратился в духовный центр, наполненный неисчислимыми сокровищами! И редколлегии, и авторскому коллективу «Коломенского альманаха» есть чем гордиться, потому что наши труды сыграли в нынешнем культурном расцвете города ведущую роль.

То, что завоёвано за четверть века ценою громадных бескорыстных и самоотверженных усилий, навсегда останется нашей славой. Потому что Искусство – не исчезает!

Виктор Мельников