Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Услышать друг друга

Дек 9, 2022

Журнал «Подъём» в самом конце ноября подготовил специальный молод`ёжный выпуск. В него вошли проза и поэзия молодых авторов, их размышления о современном литературном процессе в России, литературоведческие работы.

Открывает номер повесть Андрея Авраменкова «Смятение», название которой хорошо характеризует атмосферу в обществе в наши дни, когда многое утратило свою определенность и стало разрушительно дискуссионным. Это – и военные события, и семья, и готовность сохранить верность однажды данным обещаниям и высоким идеалам. Главный герой преодолевает искушения и открывает в себе очень важные личностные качества.

Фантастический рассказ Дарьи Князевой «Смотри моими глазами» – о будущем, в котором «зеленая повестка» превратилась в основу существования земной цивилизации. Социум жестко разделен на касты, а биотехнологии породили новые процессы, которые выглядят как жизнь, параллельная человеческой.

Сюжет Михаила Клименко осторожно и бережно показывает соприкосновение житейски благополучных людей с теми, чья судьба претерпела тяжкие испытания. Здесь все – на полутонах и недосказанности, и такое легкое касание трудной темы делает эту историю сердечной и запоминающейся. Напротив, повесть Ильи Новокщенова «Дайте мне точку опоры» погружена в молодёжную субкультуру и беззаботна. В ней много слэнга и специфических речевых оборотов, примет популярной музыки и летнего солнца.

В повести «Милашка» Евгения Гнездилова мягкая игрушка превращается в девушку и дальше ведёт себя совсем по-человечьи – наводит порядок в доме хозяина-компьютерщика, готовит еду и даже ложится с ним в постель. В эпоху гнетущего одиночества подобный сюжетный ход выглядит как что-то едва ли не закономерное. Информационный вал исподволь готовит нас к материализации виртуальных картинок и персонажей…

После неназванной катастрофы, когда исчезли люди, а природа осталась в неприкосновенности, парень, девушка и деревенский дурачок сплавляются по реке – до места, где они могли бы осесть… Таков стержень рассказа Эльвиры Пархоц «Заря над полем». Как будто все вернулось к изначальному времени –  природа прекрасна и не повреждена, вот только душа у Серого изранена минувшей войной, да малахольный Стёпушка совсем теряется в незнакомой обстановке. А Райка поёт свои старинные песни над водой и вечерним лугом, вспоминая и жалея пропавшее навсегда время.

Миниатюра Анны Ковалёвой «Голубь» – всего лишь наблюдение за птицей, беспокойно суетящейся рядом с героиней, однако в этом прозаическом рисунке, казалось бы, о другом возникает автопортрет нашей городской современницы. Объединяя эту тему с одиночеством юного человека нового времени, Софья Сафронова в рассказе «Он. Она. Они…» воспроизводит атмосферу отчуждения одной души от другой, каждая из которых эгоцентрична и холодна. И будто наперекор такому распорядку вещей, в новелле Елизаветы Лоскутовой «Остановить мгновение» как духовный императив звучат слова: «…любовь к людям несмотря ни на что».

Поэтический раздел номера включает в себя стихотворения Марии Знобищевой (Тамбов) и Дмитрия Ханина (Ростов-на-Дону), Екатерины Стрельниковой и Игоря Голубя (Калининград), Евгения Мельникова (Саратов) и Павла Пономарёва, Романа Круглова (Санкт-Петербург) и Василия Нацентова, Анны Долгарёвой (Луганск) и Сергея Рыбкина. Лирика участников Воронежского областного совещания молодых литераторов 2022 года представлена в коллективных подборках «Письмо без обратного адреса» и «Последний маяк».

Взаимоотношениям литературных поколений посвящены статьи Андрея Тимофеева (Москва) «Услышать друг друга», Марии Знобищевой (Тамбов) «Мы – птицы одной стаи» и Елизаветы Мартыновой (Саратов) «Традиция как выбор».

Екатерина Стрельникова в работе «Не миф о Маяковском» предлагает новый взгляд на раннее творчество поэта. Роман Круглов (Санкт-Петербург) подчёркивает христианские темы и мотивы в современной русской литературе, одновременно оценивая творческую состоятельность называемых произведений. В эссе Полины Девуцкой пунктиром обозначены городские места, связанные с пребыванием в Воронеже Осипа Мандельштама, приведены его строки, в которых точно и глубоко отражён совокупный образ Черноземья.

На журнальной вклейке размещены репродукции студентов Воронежского художественного училища. Книжная иллюстрация и реалистическая живопись, наивное искусство и отсвет работ Серебряного века с их мастерским рисунком, лаконичный военный сюжет и метафоры ночного городского предместья… Смысловое разнообразие и широкая палитра этого вернисажа хорошо подтверждаются его названием «Дыхание жизни».

Вячеслав Лютый


Ярослав Маркин. «Зима 1943»
Елизавета Сенчихина. «Портрет керамиста»
Игорь Щербаков. «Васино утро»