Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Соединение жанров

Ноя 3, 2022

Октябрьский выпуск журнала «Подъём» открывается повестью Юрия Мещерякова (Тамбов) «Течёт Хазара». Афганская война, гибель батальона, попавшего в засаду, цена солдатской жизни и мера ответственности старшего командира, принимающего роковое решение… Похожие обстоятельства и нравственное измерение кровавых событий присущи, наверное, любой войне. Но память о произошедшем не угасает и тяготит сердце боевого русского офицера.

Главы из книги «Серёга» лидера фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова отличаются безыскусностью слога и искренностью. За событиями встают последние десятилетия советской эпохи. Автор рассказывает о них без лукавства, и эти воспоминания читаются как хорошая лаконичная проза.

Непростая жизнь советской деревни в мирное и военное время возникает перед внутренним взором читателя повести Николая Олькова «Гиблое дело». Художественный язык произведения самобытен и лёгок, образное начало скрадывает все неровности текста и делает его живым и увлекательным. В свою очередь, история Арины Орловой «Коренской житель» – на грани домашних записок и рассказа. Такое соединение жанров делает сюжет достоверным, особенно когда он касается жестоких картин былого лихолетья.

Напротив, повесть Александра Кана (Алма-Ата, Казахстан) «Жизнеописание отчаянного трубадура» написана в постмодернистском ключе. Традиции плутовского романа причудливо соединяются с элементами «потока сознания», драматические подробности вереницей следуют одна за другой. Они не вызывают читательского сопереживания и выполняют, кажется, только одну задачу: проиллюстрировать, насколько может быть пуст современный городской человек. Положительные герои тут крайне условны, перед нами – только игра в настоящую жизнь, пусть и наполненная знакомыми предметами и умными словами.

Поэтический раздел журнала включает в себя стихотворения Алексея Бусса (Саратов) и Риты Одиноковой, Игоря Тюленева (Пермь) и Валентина Нервина, Анны Перевозовой (Краснодарский край) и Алексея Манаева (Москва). В переводе Николая Переяслова публикуется поэма Рената Хариса (Казань) «Летят гуси на Донбасс».

В очерке Любови Заварзиной о Корнее Чуковском показан трудный путь самосовершенствования и творческого развития критика и детского писателя. Эссе Дмитрия Овчинникова (Новосибирск) «Гумилёв, Блок и конец Серебряного века» напоминает о судьбах великих русских поэтов начала прошлого столетия, о противоречивой эпохе русской культуры.

В историческом очерке Ирины Беляковой «Только бы жила Россия…» приведены свидетельства современников о личности императора Петра Великого. На воронежской сцене образ царя-преобразователя был воссоздан дважды – в 1955 году в спектакле по пьесе И. Сельвинского «От Полтавы до Гангута» и в 1984-м в постановке пьесы Ф. Волохова «Топор и крест». Архивариус театра драмы Николай Тимофеев рассказывает, как складывалась театральная работа над этим необычным материалом. На вклейке панорама фотографий выпускников фотошколы Владимира Голуба «Край Воронежский – край Петра I» дополнительно подчёркивает «петровскую» тему.

«Достоевский как художник обезбоженного мира» – так называется философское рассуждение Виталия Даренского (Луганск). Автор уточняет многие смыслы в прозе и публицистике русского классика, столь актуального на рубеже тысячелетий. О судьбе математика Николая Дмитриева, одного из участников советского атомного проекта, ведёт речь Александр Ломтев (Саров). Обращаясь к сфере духовной, к проблемам веры, Галина Аксёнова (Москва) представляет читателю труды архимандрита Иннокентия (Просвирнина), в которых складывается замечательный образ архиепископа Димитрия Самбикина – подвижника, священника-просветителя, пастыря и учёного.

Журнальная вклейка отдана пленэру члена Союза художников России Елизаветы Пинахиной. Нечёткий рисунок её живописных сюжетов создаёт какую-то странную дымку вокруг пейзажей, портретов, городского ландшафта. Эти работы совсем не драматичны, их лирическое начало будто подчеркивает радостное чувство жизни.

Вячеслав Лютый


Наталия Горбунова. Осенний пейзаж
Е.Пинахина. Осенний сон. 2008, холст, масло
Владимир Голуб. Тропинка