Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Почему я не читаю?

Апр 3, 2021

В начальной школе проблема чтения стояла в моей семье довольно остро (спасибо учителю, вселяющему в родителей ужас за моё будущее!): у меня была двойка за технику чтения. Не то, чтобы я совсем не умела читать – я и до школы знала буквы и довольно легко могла их складывать в слова. Просто чтение казалось мне совершенно скучным и бесполезным занятием. Дома не особо читали. Была своя библиотека, но её за ненадобностью вывезли на дачу. В общем, чтение было чисто техническим навыком с измеряемыми показателями скорости и безошибочности произношения.

В среднем звене школьная программа по литературе казалась неинтересной, да и на список, предлагаемый к изучению, просто не хватало времени.  Благодаря статусу школы «с углубленным изучением английского», на иностранном языке я читала гораздо больше, чем на родном.
Но однажды в четвёртом классе я заболела и надолго засела дома. «Гарфилд» был пересмотрен много раз, я знала наизусть буквально каждую реплику мультяшного кота. Было невыносимо скучно, и я задумалась над тем, чтобы взять в руки книгу. Помню, это был «Ёжик в тумане» С. Козлова – начать с чего-то знакомо-мультяшного было проще. Мне понравилось.

Дальше были «Жутко громко и запредельно близко» Фоера, «Голодные игры» Коллинз, «Пролетая над гнездом кукушки» Кизи. А ещё было множество «ужастиков» Р. Стайна. Конечно, эти произведения нельзя назвать детскими – но тогда уже хотелось быть взрослой и читать книги о реальной жизни, а не какие-то «сказки» или «старьё». Как видите, в этом списке не было ни одного российского автора. Я с радостью поглощала то, что под видом бестселлеров подсовывали мне книжные магазины или приносили мои друзья.

 
Так было до тех пор, пока я не решила, что хочу поступать на журфак – не только читать, но и писать о реальной жизни! Для этого нужны были знания русской литературы (в пределах ЕГЭ), начиная со «Слова о полку Игореве…» и далее по списку вплоть до Шолохова. Тот период интенсивной подготовки научил меня находить интересное, важное даже в тех литературных текстах, которые на первый взгляд кажутся скучными и абсолютно для тебя далекими. «Евгений Онегин», «Гранатовый браслет», «Мастер и Маргарита», лирика Бродского – всё это возникало для меня заново, иначе, наполняя изнутри, заставляя моё сердечко петь.


Тем не менее после окончания школы и поступления в вуз я не прочла ни одной новой книги российского автора. Довольно быстро я распрощалась с мечтами о журналистике и сменила её на психологию. Место художественной литературы полностью заняла литература научная или, как минимум, научно-популярная. Постоянная потребность в профессиональной информации формирует весьма специфический круг чтения: Фрейд, Адлер, Выготский – вот теперь мои «любимые» авторы. Сейчас, когда читать что-то помимо учебников по психологии для меня не обязательно, я рассматриваю художественную литературу как возможность отдыха, расслабления, как способ уйти в мир лирического героя, отвлечься от происходящего вокруг и испытать новые ощущения.

Я бы рада расширять свой читательский опыт, открывать для себя новые имена… Но, увы, я даже не знаю, что сейчас реально хорошего в мире художественной литературы. По запросу «русская художественная литература» в поисковиках выходят Фёдор Достоевский и Лев Толстой. О существовании молодых российских писателей, ни я, ни мои сверстники ничего не знаем. На прилавках с бестселлерами в книжных сетях их нет, а где-то на форумах или «Живых Журналах» в Интернете специально выискивать просто нет времени. Вот и получается, что читать, вроде как, и нечего, кроме бульварной литературы в беллетристическом жанре или уже проверенной классики.

Как психологу-исследователю мне стало интересно: является ли мой опыт единичным? Читают ли современные молодые люди художественную литературу? И если да, то зачем? Пишут ли?

Поиск ответов на эти вопросы привел меня в молодёжное отделение Союза писателей России – Совет молодых литераторов. Оказалось, что «молодая литература» есть (работают литературные объединения, проводятся масштабные совещания, выходят журналы), но живёт она обособленно, скрыто от нас, читателей!

Захотелось в этот мир погрузиться, узнать его получше. В течении полугода мы опрашивали авторов-участников Всероссийских молодёжных писательских совещаний.

Оказалось, что большая часть опрошенных молодых авторов (60%) относят себя к нестабильным читателям: то «ни одной книги за месяц», то «сразу много и запоем».  Часто молодые люди берут в руки книгу, чтобы повысить свой культурный уровень и для самообразования: читая, молодой автор учится, технически совершенствуется. Также читают для укрепления своего престижа и интеллектуального веса, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих (мотивы «стыдно не знать или не прочесть», «прочитать, чтобы размышлять об этом…»). Такими читателями движет желание «блеснуть» своими знаниями, выглядеть умнее. Также книги помогают удовлетворить интерес к каким-либо проблемам истории и культуры – дают информацию в конкретной области, а ещё помогают «примерить» на себя образ другого человека.

Самой популярной книгой оказалась, как ни странно, Библия.  Можно предположить, что вне зависимости от возраста в этом источнике люди ищут ответы на свои главные жизненные вопросы. Личная «книжная полка» молодых авторов весьма разношёрстна: «Уиллис» Джойса, «Джейн Эйр» Бронте, «Трудно быть богом» Стругацких… Из имён современных авторов фигурировали Г. Яхина, М. Петросян, Т. Толстая, А. Сальников, А. Иванов, П. Санаев, Ю. Лунин, С. Гандлевский. (Я, если честно, многих не знаю!). Но самыми популярными выборами всё же были книги Л. Толстого, Ф. Достоевского, В. Набокова, И. Бунина, М. Булгакова, И. Бродского.

На вопрос «Для кого сегодня пишут молодые писатели?», чаще всего авторы отвечали, что для себя, чтобы высказать собственные переживания и найти «свою аудиторию». То есть современному автору как бы и хочется признания, общения, но он на него уже и не очень рассчитывает… Есть и те, кто видит в литературном творчестве своё предназначение, хочет стать «настоящим писателем».

Только вот как настоящему современному, да ещё и молодому, писателю найти путь к настоящему современному читателю, такому, например, как я?
Сейчас при поддержке Совета молодых литераторов СПР я работаю над проектом создания специализированного молодёжного ресурса, направленного на популяризацию молодых российских писателей. Задача, конечно, смелая, амбициозная. Получается, что я сама погружаюсь в неизведанный и пока непонятный литературный мир и одновременно хочу сделать его известным. Но мне очень хочется читать, говорить через книгу о реальной жизни со своими современниками, сверстниками, на своём, родном языке. Мне нравится, что это движение встречное! И я верю, что всё получится.

Александра Голубева, студентка Северо-западного института управления РАХиГС, участница Всероссийского Совещания молодых литераторов Союза писателей России в Химках.