Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Мартовский «Подъём»

Апр 9, 2022

На интернет-портале «Российский писатель» опубликован обзор свежего номера ежемесячного литературно-художественного журнала «Подъём», издаваемого в Воронеже под эгидой Союза писателей России.

Оригинал публикации: https://rospisatel.ru/sobytija2022/105.html


Жизнь на кромке

Мартовский номер журнала «Подъём» открывается житейскими историями Бориса Екимова (Волгоград) «Новый двор». Созерцание бытия – вот, наверное, самая важная черта этих почти бытовых литературных зарисовок. Здесь есть неторопливое движение времени, которое оказывается явлением значительно более внутренним и протяженным по сравнению с лихорадочной сменой дней и лет. Традиционное существование позволяет понять смысл происходящего с человеком, а сам он благодарно впитывает всей душой перемены в окружающем мире. В какой-то степени продолжают подобную творческую линию рассказы Натальи Барановой из цикла «Радость трёх поколений» (Тамбов). Только в них центром повествования становится судьба человека, представленная галереей лиц и биографий.

Остросюжетная повесть Екатерины Наговициной (Екатеринбург) «Жизнь на кромке» посвящена будням спецназа. Вполне мирный доктор попадает в боевую группу. С каждым днём его характер становится всё более закалённым, а тело – выносливым. Причём такая динамика даётся с трудом и потом, а понимание главной задачи приходит только к концу этой трудной в психологическом плане истории.

Рассказ «Правила игры» Александра Кана (Алма-Ата, Казахстан) погружает читателя в горький мир детства главного героя. В завязке и эпилоге – взрослый человек, сдержанный и многому научившийся, смотрит в своё прошлое. Маленький мальчик, на долю которого выпали испытания, больно ранящие его чуткую душу, осязаемо возникает перед нашим внутренним взором. Горечь – вот главное чувство, которое насыщает повествование. Напротив, в коротких историях Юрия Макарова (Белгородская область) простота взаимоотношений проникнута отчётливым нравственным началом. Уже потому их стоит воспринимать как маленькие художественные поучения, которые наполняют человеческую жизнь светом и смыслом.

Поэзия в журнале представлена именами Надежды Мирошниченко (Сыктывкар) и Николая Беседина (Москва), Вячеслава Ар-Серги (Ижевск) и Валерия Черкесова (Белгород), Геннадия Иванова (Москва) и Олега Мошникова (Петрозаводск), Дмитрия Колесниченко. В коллективной подборке под общим названием «О тех, кто долго ждёт и верит до конца» публикуются стихи поэтов из разных географических точек России.

Пётр Чалый в статье о земном и небесном в творчестве Алексея Прасолова описывает первое появление воронежского стихотворца в редакции журнала «Новый мир», его встречу с А.Т. Твардовским. Перечисляя «подлинных поэтов» современности в книге «Страницы современной лирики», Вадим Кожинов спустя годы первым назовёт имя Прасолова. В тексте приведены прасоловские стихи из этого этапного для отечественной литературы сборника.

Николай Блохин (Ставрополь) восстанавливает историю создания Константином Коровиным декораций к опере Н. Рубинштейна «Демон» по восточной повести М.Ю. Лермонтова в Большом театре. Книгу Н. Карташова «Маресьев» в серии ЖЗЛ представляет Анатолий Кряженков (Алексеевка).

В очерке «Русский пастырь» Роман Леонов (Мичуринск) рассказывает о православном служении архиепископа Рижского и Латвийского Филарета (Лебедева).

Русский человек в Австралии – тема материала Виталия Мухина. Тут и судьба, и социальные условия Зелёного континента, и повседневная психология жизни за рубежом.

Страница из истории журнала «Подъём» оживает в работе Валерия Аршанского «Шахматная сюита». Молодой писатель в начале 1980-х годов приезжает в редакцию воронежского литературного ежемесячника, знакомится с её сотрудниками. Вскоре появляется легендарный автор «Белого Бима…» Г.Н. Троепольский. И молодой литератор должен сыграть с ним партию в шахматы…

На вклейке и обложке номера размещены репродукции живописи воронежских художников из архива журнала. Пейзаж и натюрморт, портрет и декоративный жанровый сюжет сменяют друг друга. Пастозный мазок и точный рисунок преследуют одну цель: показать красоту мира, глубину человеческого сердца и яркость каждого летящего мгновения.