Союз писателей
России

Отечество • Слово • Человек

Добро пожаловать на Официальную интернет-страницу Союза писателей России!

Через современную Россию – к Святой Руси!

Апр 12, 2021

(По книге Юрия Кузнецова «Русский зигзаг»)

В 1999 году в Московской организации Союза писателей РФ тиражом 1200 экземпляров вышла книга Юрия Кузнецова «Русский зигзаг», куда вошли стихотворения периода 1996-1998 годов.

Книга вышла в переломный для России период: развал Союза, потеря коммунистических идеалов и отсутствие идеологической альтернативы, поток западной низкопробной культуры, плюрализм, размытость взглядов из-за нестабильности, чеченские войны, кризис и как его следствие – нищета, алкоголизм, наркомания.

Благо, активизировалась Русская православная церковь: активно велось строительство храмов, открывались новые приходы, развивалась миссионерская деятельность. Но у массы русского народа духовные идеалы ещё не определились, многие видели только внешние церковные перегибы, как-то: благотворительность не совсем честных людей на церковные нужды, иерархическая борьба внутри организации, неграмотность священников и их увлечение материальным, а не духовным началом.

 Все эти реалии России 90-х годов нашли своё отражение в поэтическом сборнике «Русский зигзаг», как буквально, так и символически отразившем современную поэту Россию. Помимо чётко определённой позиции автора, в книге ещё намечены возможные пути выхода из эпохи безвременья.

В сборнике представлены стихотворения о любви, о природе, о назначении поэзии, о современных автору людях, политические стихи. Над всем она, матушка Россия, стихотворения шире и глобальнее раскрывают образ Родины, и каждое приоткрывает новые её черты, завесы её непостижимой души.

Русь та, до развала, предстает в образе чистой девушки. В Руси патриархальной – женское начало, природная стихия, она неподдельная, верная. Как та девушка, которая переходя ручей, слышала его шепоток («Ручей»). Девушка-Русь, светлая, смеющаяся, искренностью своей затмевающее все тёмное, плохое («Девичий смех»).

В стихотворении «Косынка» сопрягаются исторические пласты и природное начало. У Руси не только женская трепетная душа, но и жертвенная женская судьба. Пройдут осень, зима, весна, лето, – года; юность повзрослеет, молодость незаметно перейдет в зрелость и старость.

Но смерти для Родины – нет! Всё вернётся на круги своя, и Россия, находясь под покровом «небесной косынки», снова предстанет «юной девочкой, которой нет живей». Параллель с современной Россией. Образ юной романтической девушки, способной вызвать самые благородные чувства, сменяется образом злой, сварливой, меркантильной жены. Жена – современная Россия – не выдержала испытаний, растеряла свою чистоту, романтику, душевную красоту, благородство, озлобилась, погрязла в бытовухе и делёжке.

В стихотворении «Жена» лирический герой восклицает в сердцах: «И эта гибель мне детей рожала». Ему неприятно быть рядом с ней: «От женщины осталось отвращенье», ему горько и стыдно: «И в ноздри бьёт стыда сернистый пар». Но эта женщина – его крест, он смиряется, потому что русский человек всегда доверял Божьему промыслу: «Вот Божья кара или Божий дар».

Россия 90-х – на перепутье, у рубежа. Её образ – и живой, осязаемый, (стихотворение «Еще не вышли сроки»: «Как баба Русь щипком жива»), и метафизический – у России есть духовная ипостась: душа, которая переживает, страдает, болит (стихотворение «У рубежа»: «И слышно, как плывёт душа, иголку задевая…»).

Правят Родиной люди без чести, совести, без принципов, которые опираются в своей власти на воров и бандитов. Но президент Ельцин тоже русский человек, поэтому в изрядном подпитии он может упасть на символические рельсы, по которым катится поезд нашей истории, и обнять «стальную Россию». Но это не истинная позиция, а лжепатриотизм. Размыты старые идеалы, дети наши лишены корней, они видят, что происходит, но анализировать не умеют. У них нет внутренней почвы для этого, они не пережили войну, голод, они потребляли то, что заработали родители. Приводили домой «сытых манерных котов» рассуждающих о «постмодернизме в искусстве», и эти безродные люди-коты так обнаглели, что покусились на «отцов», выгнав их из собственного дома (стихотворение «Кот»).

Подобное настроение от разочарования подрастающим поколением охватывает лирического героя и в стихотворениях «Разрушитель мира» и «Птицы» («То ли дети заклевали мать»). В той Руси, прошлой, святой, патриархальной было созидательное зерно, оно дало плоды, но само сгнило, пропало, и теперь колосится в наших полях пшеница без корней – поколение без идеалов («Погребение зерна»).

Но ещё не вышли сроки. Россия, как щука, в одноименном стихотворении, она не мертва, не смирилась с хаосом, она просто забылась летаргическим сном. Если извне попытаются вмешаться в ее судьбу, в ее путь, она способна за себя постоять, «лязгнуть зубами». Её, многострадальную, ободрали до ребрышка, остались верны ей одни дураки и святые. В русском фольклоре, в духовной литературе правда всегда торжествует: дураки находят свое земное счастье, юродивые – небесное признание.

И в реальной истории молитвами «белых платочков» не раз удавалось избегать серьезных потрясений для страны. Сегодня Россия, как та оброненная кубанка, несется по волнам, летит «из полымя в огонь», позабыв молитву. Но все святое, русское, настоящее никуда не делось, просто приподнялось «над», потому что внизу «земной провал», а молитва – духовный выход из тупика. Для Бога и великие грешники, которые предали родную страну, не потеряны. И молятся за них матушки их в белых платочках перед домашним иконостасом. А в заброшенной часовне Богородица, святая Русь, Молитвенница Вселенская – отмаливает перед Отцом небесным их судьбы и правит судьбу Родины нашей («Свеча в заброшенной часовне»).

Те матушки в белых платочках, тайные монахини, несут свою незримую службу, а «жены», олицетворяющие современную Россию попались в сети лукавого. Их Вани подались в города на заработки, оторвались от родной земли, уехали из родных деревень. Женщину направляет мужчина – сильное начало. Страшно, когда место мужчины в сердце и судьбе женщины замещает Лукавый. В стихотворении с народными мотивами «Сокол идёт и головушку клонит» молодица опаивает богатыря любовным зельем.

Это – судьба: от неё не уйдёшь! Но молодец смог стряхнуть с себя дурман («встал и тебя разлюбил»). Русский мужик может сдаться бабе всего на часок, но всегда помнит о своей великой миссии – «беречь честь и защищать Родину». Он – «лежачий камень» до поры до времени, в нем генетически заложены «зов предков» и «река времён», в душе его – духовный код нации. И если его пытаются затоптать, задавить, он способен ответить «огненным разрядом».

Русские мужики сохранили не только внешние атрибуты «рубаху с петухами», но и твердую волю, способность к решительным действиям и верным поступкам (Об этом в стихотворении «Тит»). Настоящие мужчины всегда выполняют свой долг, несмотря на внешние обстоятельства («Песнь на уход черноморского крейсера «Адмирал Кузнецов»). Какие бы исторические перипетии не происходили, русский воин не теряет способность к волевому усилию. В его характере – народная память, в его человеческой природе – народный подвиг (вспомним богатырей земли Русской, нередко влиявших на ход истории).

Русский богатырь Юрия Кузнецова не идеализирован, он – представитель своего народа! В нём в полной мере проявляются черты русского характера: мужественность и невероятная безалаберность, всё ему «трын-трава». Поэтому и потеряно много. Распродано за копейки на Запад.

«Дыра свистит в твоём кармане, и в кулаке гудит дыра» («Рука Москвы»). Но если богатыри наши заручатся благословением Божьим, как когда-то благословил Сергий Радонежский Дмитрия Донского на битву с татарами, отпустив с ним двух монахов-воинов Пересвета и Ослябю, то физическая крепость и духовная сила победят и поведут за собой немногих оставшихся, последних.

Неизбывная печаль лирического героя об упадке духовности. Это связано прежде всего с засильем низкопробной литературы и «литературы самомненья», где «на ум дерзает интеллект». Отсутствуют в современной автору России истинные пророки, «таланты от Бога», которым по плечу время, а не «мешок нытья». Однако и здесь не все потеряно: «попадаются глубины», и тогда «дух твой дышит бездной странной». Настоящая поэзия, «лира», для поэта почти молитва, в ней оттенок святости и созидающая сила, она может существовать сама по себе в «незримом кругу», этот круг не переступят недостойные, но тот, кто соприкоснется с ее животворящим дыханием, способен услышать ее песню даже через толщу земли и восстать из праха (Стихотворения «Классическая лира» и «Книги»).

Россия 90-х годов, современная автору – на перепутье: она теперь разуверившаяся во всём сварливая жена, не брезгующая колдовскими кознями, смотрящая на мир затуманенными алкоголем глазами. Но и она способна возродиться, воспрянуть, через исконную генетическую русскую святость.

А поведет её к правде – Мужчина, Адам, Поэт, способный дать ей живительные физическое и духовное начала. Способный защитить и одухотворить. Возвращение от России к Руси – возможно через духовные истоки к реальному преодолению.

И не зря завершает сборник «Русский зигзаг» замечательный перевод «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона, выполненный Юрием Кузнецовым. Но эта уже тема отдельного исследования.

Людмила Семёнова