Исходя из решения секретариата, Анатолий Сергеевич Труба, отвечающий за проект по присвоению имён писателей новым сортам деревьев, дал более обширное толкование инициативы.
В частности, он изложил требования Федерального научного центра им. И.В. Мичурина к предложениям по наименованию новых сортов деревьев.

Согласно законодательству могут возникать следующие права на сорт растения:

- авторское право;
- право на сорт;
- право на распространение сорта.

Государственным органом, который регистрирует и выдаёт охранные документы на сорта растений, является Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений (Госкомиссия).

Сорту предоставляется охрана, если он обладает рядом признаков, а именно:

- новизной;
- отличимостью (от любого другого общеизвестного сорта);
- однородностью (размножение растения однородно);
- стабильностью (его основные признаки остаются неизменными после его размножения).

После подачи всех документов начинается предварительная экспертиза заявки, которая обычно длится один-два месяца. При условии положительных результатов предварительной экспертизы заявитель уведомляется о приёме заявки, и сведения о заявке публикуются в официальном бюллетене. Затем начинаются экспертиза на новизну, испытания на однородность, отличимость, стабильность, а также испытания на хозяйственную полезность. Этот этап может занять от одного до трёх лет.

При положительных результатах испытаний и экспертизы на новизну принимается решение о возникновении прав на сорт, и заявителю выдаётся патент, свидетельство о государственной регистрации сорта и свидетельство про авторство на сорт (если заявитель является автором).

24-25 апреля 2020 года в г. Мичуринске Тамбовской области планируется выездной секретариат Союза писателей России по защите родной природы. В рамках мероприятия будет подписан меморандум между Союзом писателей России (СПР),  Федеральным научным центром им. Мичурина и Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений, по которому 5-7 новым сортам растений, изобретённых селекционерами Мичуринска, будут присвоены литературные имена, предложенные СП России.

Документ (Меморандум) необходим по той причине, что все сорта будут включены в Международный кодекс номенклатуры культурных растений. Это новое требование, которое закрепляет название сорта на международном уровне, даёт возможность избежать повторов и обеспечить оригинальность.

Для присвоения названия СП России необходимо предложить несколько вариантов наименования сорта с кратким обоснованием, это может быть как фамилия писателя (необходимо согласие самого писателя или родственников), так и названия литературных произведений. Ограничений по датам жизни нет, возможно присвоение названия в честь ныне здравствующих литераторов. По просьбе учёных такое слово как «Памяти…» в предложениях не использовать. Для предложения необходимо просто предложить имя писателя – «Александр Пушкин», не стоит предлагать – «Пушкинская».

В дальнейшем ФНЦ будет предоставлять вначале технические характеристики будущего растения, и уже по ним секретариату СП России  будет легче определиться с предложениями.

Данная акция не одноразовая. Сотрудничество планируется многолетнее. При этом необходимо учитывать, что производство и сертификация новых сортов проходит в постоянном режиме в течение всего года. По этой причине необходимо оперативно реагировать на появление новых растений и вносить предложения по названию.

Для примера: 17 января из ФНЦ поступил запрос на название выведенного нового сорта вишни. На секретариате 21 января были предложены 5 вариантов название сорта – в честь писателей Антона Чехова, Константина Симонова, Ольги Бергольц, Юрия Бондарева («Горячий снег») и «Пиковая дама». ФНЦ принял 4 предложения писателей, отклонив вариант «Пиковая дама». На ближайшем совете будет принято решение и выдан документ для закрепления названия сорта.

Сертификаты и патенты предполагается торжественно вручать представителям СП России. В 2020 году будут названы деревья – яблони и вишни, в дальнейшем планируется называть и новые сорта цветов, что будет особенно приятно женщинам-писателям.

Анатолий ТРУБА (Мичуринск)

Астраханское региональное отделение Союза писателей России провело в областной научной библиотеке имени Н.К.Крупской литературно-музыкальный вечер, посвящённый юбилею известной астраханской поэтессы Ирины Левитан. Она – автор нескольких сборников стихотворений, лауреат литературных премий имени Бориса Шаховского, имени Ивана Хемницера. Левитан перевела на русский язык книгу стихотворений первой татарской поэтессы Газизы Самитовой «Ташлыярский соловей», за что была удостоена звания первого лауреата премии её имени. На юбилейном вечере Ирина представила собравшимся свой новый сборник «Нас слышит Господь».

Со знаменательной датой литератора поздравили председатель Астраханского регионального отделения Союза писателей России Юрий Щербаков, заместители директора областной научной библиотеки имени Н.К.Крупской О.Г.Шишкина и С.В.Белявцев, старейший художник, почётный гражданин Астрахани Николай Рудиков, руководитель проекта «Ташлыярский соловей» Аделя Умерова, коллеги по по писательской организации Борис Свердлов, Дина Немировская, Вячеслав Белоусов, Вера Котельникова, родные и близкие, читательницы Наталья Муравьёва и Сирур Мифтяева. Астраханские барды Александра Костина, Александр Курин, Елена Шишкина исполнили песни, написанные на стихи Ирины Левитан.

Скоропостижно скончался прекрасный, талантливейший, милосердный, православный  поэт и  отзывчивый, интеллигентный,   всё умеющий делать  и понимать — человек, мой совсем молодой, сорокапятилетний помощник  — Алексей Токарев…

…Не в силах поверить в уход неповторимо-красивой и значимой художественной личности, - Алексея Токарева, многогранно-одарённого литератора и запредельно – отзывчивого и чуткого человека, душа моя – более суток, - отказывалась произносить Слова Прощания…Невозможно согласиться с тем, что такой милосердной, высокообразованной, талантливейшей и воистину незаменимой личности – больше не будет рядом с нами…

Алексей Павлович Токарев родился 27 марта 1974 г. в г. Красноуральске, где жил и работал вплоть до 17 декабря 2019 года, дня его безвременной кончины. Теперь ему будет всегда – сорок пять – молодых, но духовно зрелых и памятных лет. Живя в Глубинке, этот истинно – русский, православный интеллигентный человек, - обогрел своим бескорыстным творческим Служением многие города уральского региона. В посмертный поклон – невозможно вместить все его добрые и высококвалифицированные деяния. Поэтому цитирую благодарный выверенный текст из вручённого ему мною, как Председателем Комиссии, 12 декабря 2019 года, Диплома: « За многолетнюю работу по сохранению исторической памяти литературных организаций Урала (фото и видеолетопись), а также регулярное проведение Поэтических Фестивалей, Вечеров и Конкурсов, выпуск газеты «Парящая строка», подготовку к изданию книг и т.д. – Токареву Алексею Павловичу присуждается звание Дипломанта Международной Премии им. Л.К.Татьяничевой с вручением Памятной Медали…» Желая поставить имя Алексея на достойное место, ещё при жизни, буду продолжать это делать, покуда сама жива.

Мы стали с Алексеем Токаревым духовно близкими людьми и друзьями, в процессе полугодовой подготовки к 85-летию «Творческого Семинара», (правопреемника ЛИТО УЗТМ), которым я руковожу. Мы относились друг к другу с восхищённым и благодарным уважением и восторгом. Такое понимание с полуслова и эстетическое наслаждение от творческого общения было у меня, пожалуй, только с безвременно ушедшим и ненаглядным сыном, профессиональным и уникальным поэтом Арсением Конецким, ушедшим в возрасте 47 лет, три года назад.

Мне не надо было ни о чём просить Алёшу, - он с радостью и дальнозорким пониманием литературного процесса, – вдохновенно брался за дело и, за последние полгода мы оба, не знающие устали в работе, стали удивлёнными друг другом людьми, коллегами по литературному цеху и бережными помощниками во всём. Алексей прочитал на кухне, за чашкой чая, не менее двух десятков моих стихотворений из книги «Капсула времени» - наизусть! Это неоценимый творческий подарок, кто понимает! На день рождения, 1 декабря, Алёша подарил, сделанную собственными руками, – «свечу негасимую» - символ Высокой Поэзии и Любви, горевшую и на Юбилейном Вечере ЛИТО, в ЦК «Орджоникидзевский». Совместно с ним мы подготовили к изданию Юбилейный спецвыпуск журнала «ВЕСИ» со стихами членов Семинара. Там, разумеется, есть и цикл стихотворений Алексея Токарева. Началась совместная работа над видеофильмом, первая часть которого была продемонстрирована 12 декабря. Мы стали ещё и вечными соавторами «Семинарской юбилейной песни», которую он блестяще и духоподъёмно исполнил и записал на диск, и которую сегодня я не могу слушать без слёз… В процессе работы я поняла как много умеет, знает и понимает – этот деятельный, но скромный человек, живая моя, родная, бессмертная душа! Мы выстроили с ним немало удивительных планов и прекрасных проэктов… Особым своим, щедрым талантом он обогрел многие ЛИТО области, бесконечно много помогая «Ковчегу», где был помощником руководителя, «Петроглифу» и родным для него - верхнетуринским и кушвинским ЛИТО.

Алексей Токарев являлся организатором регионального православного поэтического конкурса «Время творить добро», членом команды руководителей Международного фестиваля «Поэтическое единство». Стихи Алексея Токарева опубликованы в поэтических сборниках, вышедших в последнее десятилетие: «Крылатая душа», «Медные россыпи», «Медный слепок», «Слышу сердце твоё», «Люди – птицы», «Святая Русь», «Время творить добро» и других. В 2О17 году вышел авторский сборник его стихов. Призёр региональных фестивалей и конкурсов, номинант международной премии «Филантроп», Дипломант международной премии им. Л.К. Татьяничевой.

Выражаю от себя лично, а также от знавших его коллег по профессиональному Цеху, членов моего «Творческого Семинара» и других ЛИТО, глубокое соболезнование родным и близким безвременно ушедшего, замечательного литератора, организатора, помощника и друга моего, Алексея Токарева, чья смерть осиротила всех нас, уважающих и любящих его. Предстоит ещё в полной мере оценить и осознать его бескорыстное, преданное и высокое горение во имя Поэзии. И я, несмотря на дружбу, при жизни называвшая его исключительно на Вы, сегодня, склоняясь на колени, говорю: Вечная и Негасимая Память Тебе, Алёшенька, и Земной Поклон…

Любовь ЛАДЕЙЩИКОВА - поэт, член Союза писателей России, Заслуженный работник Культуры РФ, Академик Академии Поэзии, руководитель «Творческого Семинара» в ЦК «Орджоникидзевский».

 

Алексей ТОКАРЕВ ( 27. 03. 1974 – 17. 12. 2019)

ФЕНИКС
Птица Феникс сгорает дотла,
В ожидании рая и ада,
Ей от жизни так многого надо…
Лишь горячая мысль – светла!

Чтоб светить – искру мало зажечь.
Нужен взлёт. Нужна жертвенность миру,
Чтоб дарить ему разум и  силу,
Чтоб собой для него пренебречь.

И, взлетая, сгорает душа,
Чтоб сияньем в других возродиться -
В тех, кто сможет ей вдоволь напиться,
Как улыбкой святой малыша.

Птица Феникс сгорает дотла
 И сгорает с невиданной болью.
Всё, что было и сутью, и солью -
Всё горит: жизнь, мечты и дела…

Дух  бесплотный взлетит над планетой,
Пепел в небе развеют ветра.
Дух поймёт, когда  будет пора
Возродиться, чтоб снова стать светом…

+  25 января 2020 -  Сороковой День…

 

Декабрьский выпуск журнала "Подъём" открывается рассказом  Михаила Калашникова "Вровень с рекой". Неторопливо идет по тихому Дону пароход и, словно вторя речному течению, звучит рассказ о послевоенной жизни черноземной глубинки. Счастье и беда, размеренный быт селян и небольшая история о лагерном прошлом, память о войне и неумирающая вера в Бога... Все взаимно переплетается, создавая образ русского мира, героически и терпеливо преодолевающего невзгоды.

Повесть Александра Кана (Казахстан) "Натюрморт с ушедшими близкими" являет собой образец модернистской прозы с частой сменой ракурсов повествования и многочисленными героями. Житейская теплота и беспощадная отчетливость картин социума делают эту вещь горькой и человечной. Рассказы Виктора Никитина, напротив, подчеркнуто реалистичны: все приметы окружающей нас действительности осязаемы, и у всякой детали есть свое место. Ностальгия по детству и внутренней гармонии, чувство необъятной величины яркого, солнечного мира... И здесь же - душевный разлад и невозможность найти общий язык с дорогим для тебя человеком.

Истории Ольги Волоховой (Подмосковье) связаны с приходом в земной мир нового человека и его драматичной судьбой. Загубленный в материнском чреве младенец, ребенок с синдромом Дауна, ставший взрослым карлик - в этих сюжетах сосредоточена острая боль и жесткий упрек нашему современнику. В детских рассказах Светланы Вьюгиной (Москва) живая наивная душа соприкасается с уже уставшим от самого себя взрослым миром.

Эссе Бориса Агеева (Курск) "Наверху" охватывает, кажется, главные стороны бытия русского человека. Знакомый ландшафт и осознание себя наследником рода и православной веры, рождение какого-то нового ощущения жизни после преодоления грозных испытаний в штормовом море и чувство противоборства черных и светлых сил... Выразительный, образный язык сближает очень личное повествование с лучшими образцами поэзии в прозе.

В поэтическом разделе номера представлена лирика Аркадия Макарова и Игоря Голубя (Калининград), Риммы Лютой и Николая Головкина (Москва), Василия Краснова (Тамбовская область) и Сергея Казначеева (Москва). Стихи участников фестиваля "Петровский причал" в городе Богучар Воронежской области даны в коллективной подборке "Платье из ромашек".

Публикация статьи Светланы Сырневой "Георгий Иванов и "мировое торжество" приурочено к 125-летию со дня рождения выдающегося поэта Серебряного века. В материале Владимира Колобова "Князь Мышкин из рода Раевских" прокомментированы страницы дневника Анатолия Жигулина, связанные с судьбой потомков героя Отечественной войны 1812 года.

Исследование Валерия Есенкова "Смерть Грозного" погружено в давние века и отличается сдержанностью слога и аналитической интонацией. Автор показывает фигуры, заинтересованные в устранении Иоанна IV. Среди них - посланцы европейских держав и здешние властолюбцы с неумеренными амбициями, творцы черных дел и создатели клеветы на великого русского царя.

Анна Украинская знакомит читателя с редкой книгой - учебником нотной грамоты "Теоретический курс партесного церковного пения", который составил учитель Воронежской духовной семинарии В.А. Нестеренко в 1913 году. Также речь идет о взаимодействии светской и духовной музыкальной культуры в Воронеже на рубеже XIX - XX вв.

Валерий Богушев в очерке "Сентиментальное путешествие" рассказывает, как уже в зрелом возрасте он отправился в отдаленную воронежскую глубинку на родину предков, как милые детали обыденной сельской жизни оказались сердцу дороже, чем яркие заграничные диковины.

Рецензии на последнюю работу Эдуарда Ефремова о художнике Криворучко и на краеведческое издание Натальи Лушпиной о селе Шекаловке под Россошью завершают номер. Здесь же - заметки о книге Виктора Силина "Яковлевы. Семейные хроники".


Журнальную обложку украшают зимние пейзажные сюжеты воронежских фотохудожников. На журнальной вклейке размещены репродукции графики и живописи Ольги Дмитриенко. Внутренний мир героев узнается в их жестах и мимике, сдержанная палитра подчеркивает душевную затаенность персонажей  портретной галереи. Сегодняшние и исторические лица, многофигурные композиции из серии "Минувший век" соединяют день вчерашний с нынешним.

Она родилась и живёт в Рязани, окончила Рязанский медицинский институт, работает врачом. Стихи пишет с юности. Первая её публикация появилась в газете «Рязанский комсомолец» в 1982 году. Татьяна Бочарова автор пяти поэтических сборников: «За гранью суетного дня», «Ожидание», «Игра теней», «По ту сторону лета», «Дождь в ладонях». Стихи одарённого поэта публиковались в столичных журналах «Молодая гвардия», «Литературная учеба», «Российский колокол», «Меценат и мир», «Кольцо А», газете «Московский железнодорожник», альманахе «Литературная Рязань», трёхтомнике «Собрание сочинений рязанских писателей», юбилейном издании регионального отделения Союза писателей России. Татьяна Бочарова лауреат всероссийских литературных конкурсов, обладатель ряда региональных дипломов и почётных грамот.

В Есенинский зал главной библиотеки города Рязани зрители и участники стали собираться задолго до начала творческой встречи.  Многочисленные фотографы из действующего при ЦГБ фотоклуба высматривали среди гостей известных в области поэтов и прозаиков, выискивали удачный ракурс, пытались поймать выразительный жест, мимолётное выражение лица, глаз, чтобы навсегда запечатлеть их для истории.

Гости  и участники встречи доброжелательно приветствовали знакомых, а их в зале собиралось большинство, так как сюда, прежде всего, пришли люди творческие: писатели, литераторы-любители, журналисты, коллеги Татьяны Бочаровой по работе, активные читатели.

В этой подготовительной суете Татьяна Анатольевна и её подруги по творческому проекту «Женская рифма», преодолевая естественное волнение, готовились к выступлению, проверяли микрофоны, раскладывали книги, отвечали на вопросы ведущей и других участников предстоящего действа. Приглашённые музыканты настраивали гитары.

Наконец, суета улеглась, и в зале раздались звуки фортепьяно. Это пианист Евгений Антипов, лауреат международных и всероссийских музыкальных конкурсов, настраивая всех присутствующих на лирический лад, исполнил этюд Шопена.

Ведущая встречи Ирина Нечаева объявила об открытии проекта «Читай, Рязань», который задуман сотрудниками Центральной городской библиотеки имени С.А. Есенина, как долговременный, знакомящий земляков с поэтами и прозаиками, живущими на рязанской земле, в том числе и с молодыми.  По замыслу организаторов, в рамках этого проекты будут проходить встречи с писателями, их творческие вечера, поэтические спектакли и концерты, читки новых произведений, вечера вопросов и ответов по типу популярных сегодня ток-шоу и т.д.

Первым детищем данного проекта как раз стала творческая встреча с членом правления Рязанского регионального отделения Союза писателей России Татьяной Анатольевной Бочаровой и объединением «Женская рифма», в котором она активно работает.

Так совпало, что эта встреча состоялась 19 января 2020 года, в день памяти выдающегося русского поэта Николая Михайловича Рубцова и на сороковой день после кончины известного рязанского поэта Евгения Артамонова. Поэтому свой творческий вечер Татьяна Бочарова начала со странички памяти. Она прочла стихотворение Владимира Хомякова, посвящённое Евгению Артамонову. Член Союза писателей России Марина Цветкова выступила со своим поэтическим «Реквиемом» всем безвременно ушедшим поэтам, друзьям и близким.

Страничка памяти сменилась поэтическим спектаклем объединения «Женская рифма», в котором члены СПР Татьяна Бочарова, Наталья Ведюшенко, Марина Цветкова, а также их соратница по творчеству режиссёр и литератор  Светлана Успенская поочерёдно читали свои стихи, посвящённые зиме, Рождеству, Крещению и, конечно, любви. Музыкальное оформление спектакля создали рязанские музыканты, в том числе уже упоминавшийся пианист Евгений Антипов.

По просьбе исполнителей зрители не нарушали атмосферу спектакля аплодисментами после каждого стихотворения. Лишь когда представление закончилось, зал взорвался овациями, настолько завораживающим оказалось всё, что происходило на сцене.

На смену спектаклю пришло «сольное» выступление  Татьяны Бочаровой и песни на её стихи в исполнении композитора, заслуженного работника культуры Российской Федерации Юрия Ананьева. Не смогли удержаться от добрых слов в адрес Татьяны Анатольевны её друзья из Рязанского отделения СПР Сергей Панфёров, Дмитрий Аравин, Нурислан Ибрагимов.

Были и многочисленные незапланированные выступления из зрительного зала, наиболее дорогие любому автору, когда зрители и читатели говорят искренне, на едином порыве души, вызванном только что увиденным и услышанным. Были и цветы, цветы, цветы…

Все желающие получили в подарок книги с автографами авторов: Татьяны Бочаровой, Натальи Ведюшенко и Марины Цветковой.

Пресс-служба Рязанского регионального отделения
Союза писателей России

 

Татьяна БОЧАРОВА

ПЕРЕД ВОЙНОЙ
Ещё пока начало лета,
Отпели школьные звонки.
Ещё звенят в оврагах где-то
Весны минувшей ручейки.

Гудят смоленские деревни,
Намыты к Троице полы,
И клонят белые деревья
Нерасщеплённые стволы.

Цветут колхозы на Кубани
Средь главных передовиков,
Едва оправились крестьяне
От ненавистных ярлыков.

В июньских грозах окрылённый,
Москвы престольной младший брат,
Глядит в Неву заворожённо
Весёлый город Ленинград.

Оплот Москвы – всесильный Кремль
Всё так же нагоняет дрожь,
Ещё мороженое с кремом
В киношках лижет молодёжь.

Шумят рязанские дубравы,
Пестреют яркие платки,
По всей России косят травы
Ещё живые мужики.

И, позабыв на полках книжки,
Спасая сразу всю страну
Играют весело мальчишки
Ещё в гражданскую войну.

* * *
Цвет осыпался тополиный,
Ветер улицы подметает,
То ли лето проходит мимо,
То ли я в стороне плутаю.

Я ещё отгоняю мысли,
Что пошла не своей дорогой,
Вот и тополь был недотрогой,
А теперь всё роняет листья.

И погода ещё невинна,
И земля ещё золотая,
Только годы проходят мимо,
Или я в стороне плутаю.

То ли солнце всё реже светит,
Подгоняя сырую осень,
Чтоб тебя не пришлось мне встретить
Ни в шестнадцать, ни в тридцать восемь.

И за тающим птичьим клином
Прилетают снежинок стаи.
То ли счастье проходит мимо,
То ли я в стороне плутаю.

 * * *
Стряхнув дела в тяжелые портфели,
Бежим мы прочь с ночных усталых улиц,
Чтоб плоть свою укрыть от непогоды,
Запрятавшись в натопленных квадратах.
И чтоб потом смотреть без сна и смысла
На звёздный мир, вмещённый в центр тумбы,
И ощущать простор тысячелетий
Посредством высочайших технологий.
Но гаснет свет, который есть – начало,
И темнота просачивает руки
И тянется по стенам и портьерам,
И страшно, как при сотворенье мира.
И тихо… Только ветер кругосветный
Ломает одряхлевшие деревья,
Да воют одинокие собаки…
Вот так грядёт конец цивилизаций.
Куда девался опыт поколений?
Молчит эфир, и город нем, как рыба.
Который час? Который день сегодня?
Мы так давно не покупали свечи…

* * *
Всё потерять и снова обрести
По кругу бесконечного движенья.
Я, словно спутник, сбившийся с пути,
Кружила близ тебя без притяженья.

Я принимала тихое житьё,
Я протирала тряпочкой светила.
Почувствуй одиночество своё,
Пока оно ещё не наступило.

Что нужно мне из пропасти веков?
Найти там смысл? Не старо и не ново.
И сбросить груз бессмысленных оков,
И, вопреки всему, влюбиться снова.

Сорваться вверх, пойти путём иным,
Привычной восхищаясь красотою,
И неземное смешивать с земным,
И снова жить вселенскою мечтою.

Пусть мчатся вдаль по небу поезда,
Маня людей своим бегущим светом.
Зови меня, далёкая звезда.
Прощай, моя потухшая планета.

* * *
Из одинокой деревеньки
Ушел последний человек.
Чуть слышно скрипнули ступеньки,
Вдруг замолчавшие навек.

Один лишь ветер, старый житель,
Гуляя от избы к избе,
Нашёл последнюю обитель
В печной заброшенной трубе.

Отпели девушки за лесом,
Как откричали журавли,
И под соломенным навесом
Дворы крапивой заросли.

…А ночью ровным покрывалом
Укутал землю ранний снег.
Ему ничто не помешало –
Ушёл последний человек.

* * *
Скоро стаяли снега,
Скоро воды стали.
Месяц выточил рога,
Что клинок, из стали.

Над озимой рожью,
Может, весточку пошлёт
В город Запорожье?

Я приеду  как смогу
К розовым бульварам,
Но молчит он, ни гу-гу,
Город сталеваров.

Там, где кончились века
Запорожской Сечи,
Грустно смотрят в облака
Доменные печи.

И у них выходит срок
Века прожитого.
Поднимусь я на порог
Берега крутого.

Здесь ли планы ГОЭЛРО
Зрели всенародно?
Что ж ты, горюшко Днипро,
Стал такой безводный? 

Волны мечешь, дуралей,
В катерок рыбацкий,
Нету больше москалей
С говором кацапским.

Повернуть бы время вспять,
Пани и панове,
Что нам стоит размовлять
На славянской мове…

РАЗЛИВ 
Восславим царствие воды,
Воды свободной, свежей, талой.
Исчезли мелкие мосты,
Слегка подмочены кварталы.

Под гомон шумной детворы
Плоты наладили в деревне,
Полузатоплены дворы,
Полузатоплены деревья.

Ведро скрипучее поёт,
В колодец глядя сиротливо.
А дождик жадно воду пьёт
Из недр весеннего разлива.

 

Владимир ХОМЯКОВ

ТАТЬЯНЕ БОЧАРОВОЙ
Разливные луга
с небом утренним – вровень.
Цна-река поднялась
до забытых высот.
Зря ты, лада моя,
хмуришь тонкие брови:
наше горе прошло –
нам ещё повезёт.

И да сбудется жизнь!
Невесомое солнце
пробудившимся днём
вознеслось в вышину.
Лишь мгновенья назад
были синими сосны,
а уже их лучи
золотят тишину.

Здравствуй, мати-земля!
Здравствуй, небо речное!
Молодая волна
невечерних лугов
то бездонным огнём
вдруг сверкнёт предо мною,
то затихнет –
и вновь
не видать берегов.

Как давно я не знал
разливанного моря!
Горевал, что моя
погибает река.
Но прощайте, тоска
и вчерашнее горе –
не окинуть душой
мне свои берега!

Зря ты, лада моя,
хмуришь тонкие брови,
от размытой тропы
не отводишь очей…
Цна-река поднялась
с небом утренним вровень,
и пронзает волну
блеск сосновых лучей!